Открываем роман великого русского писателя Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И с первых же страниц попадаем в атмосферу чего-то тайного и пугающего, еще неизвестного нам, но уже манящего своей загадочностью. Читаем дальше и понимаем: готовится преступление — страшное, коварное, расчетливое, бесчеловечное.

Готовится убийство. И вот перед нами фигура будущего убийцы — Родиона Раскольникова — бывшего студента, отчисленного за долги, живущего в бедности и ежедневно наблюдающего страдания собственной семьи. Что движет этим человеком? Какие планы, какие идеи рождаются в его уме? Что побуждает его разум к возникновению таких чудовищных идей, антигуманных теорий?

Знакомясь поближе с героем романа, мы узнаем, что Родион Раскольников — сын мещанина, выросший в бедной провинциальной семье. После смерти отца он оказался с матерью и сестрой Дуней в острой нужде. Постоянно наблюдая вокруг себя жестокую несправедливость, страдания людей, ужасную нищету одних и праздную жизнь в роскоши и богатстве других, Родион все чаще и чаще задавался вопросом: почему умные, благородные, добрые люди должны влачить жалкое существование, в то время как ничтожные и подлые наслаждаются жизнью в довольстве и радости? Вместе с тем его мучили и другие, важные, но трудноразрешимые вопросы. За что испытывают страдания ни в чем не повинные дети? Кто такой на этом свете человек? Имеет ли он право презреть людские законы и творить свои, или ничего он не может и ни на что не имеет права? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, герой приходит к мнению, что все люди делятся на две категории: «наполеонов», тех, кто все может, кому все позволено, и «тварей дрожащих», тех, которые ни на что не имеют никакого права. Но к какому же из этих типов относится он сам? «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — этот вопрос постепенно становится главным для Раскольникова. И разрешить его он может, только промерив свои логические построения на практике.

Однако не простое желание определить свое место в мире движет героем Достоевского. Постепенно приближая момент совершения преступления, автор все глубже раскрывает перед нами душу и характер Родиона Раскольникова. Прежде всего, бросается в глаза чуткость героя и восприимчивость к непомерным страданиям бедняков и тружеников. Блуждая по Петербургу, он видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения, озлобленности и, в конечном итоге, гибели несчастных людей. В то же время он встречается с миром богатых, разодетых дам, видит роскошные пиры и праздные гулянья «сильных мира сего». И в его душе постепенно назревает стремление стать своего рода мстителем за обездоленных, униженных и оскорбленных. Сострадание к людям становится главной причиной его будущего преступления. Но достаточно ли только одного .этого сострадания, одного желания помочь людям, восстановить справедливость для того, чтобы герой решился на убийство — пусть даже самой ничтожной и жалкой старушонки? Вероятно, нет. Однако ситуация вокруг Родиона все сильнее осложняется, внося еще большее смятение в его душу.

Находясь в состоянии возмущения существующей несправедливостью, сам испытывая нужду и лишения, Раскольников получает письмо матери, в котором та сообщает сыну о домогательствах Свидригайлова к Дуне, о ее намерении выйти замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает, но который поможет избавить семью от нищеты. Бунт вспыхивает в сердце Родиона: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Спасти от унижения и падения дорогую сестру, помочь горячо любимой матери — вот что теперь считает своим первоочередным долгом Раскольников. И возможность выполнить свой долг опять-таки связывается в его сознании с убийством и ограблением старухи-процентщицы, деньги которой могли бы спасти не только Дуню и Пульхерию Александровну, но и многих других людей.«Я и сам жить хочу», — признается герой. Ведь разве можно назвать жизнью его нищенское существование в маленькой, душной каморке, больше похожей на шкаф или сундук, чем на комнату?! Социальные причины бунта Раскольникова против несправедливости и уродств жизни в романе бесчисленны. Но постепенно к осознанию этих несправедливостей присоединяются внутренние терзания героя: «А что ты делаешь, чтобы этому не бывать?..» И в своем бездействии Родион опять же склонен винить полный зла и жестокости мир. При этом он не согласен довольствоваться «пятикопеечным» трудом своего товарища по университету Разумихина, дельного и прозаичного малого, благоразумного и практичного человека, вынашивающего эгоистические предпринимательские планы. Раскольников меньше всего озабочен планами исключительно личными, он не принимает в расчет «натуру» и одержим тревожными мечтами, не свойственными его приятелю.

Постоянное и неизбежное столкновение с миром зла приводит героя Достоевского к решительным действиям. Жадная и вредная старуха-процентщица, пошлый и подлый Лужин, преступник и развратник Свидригайлов — все эти воплощения зла и несправедливости становятся злейшими врагами Родиона. И каждый из них тем или иным способом подталкивает его к совершению преступления. Старуха — своим богатством и бесполезностью, Лужин — личным подтверждением теории «разумного эгоизма», Свидригайлов — своей безнаказанностью.

Еще одним мотивом преступления становится стремление героя найти ответ на этический вопрос о том, можно ли, преступив закон, прийти к счастью? Согласно представлениям Лужина, конечно же, можно. Свидригайлов вообще не мучается подобными вопросами. Но для Раскольникова важно обрести собственное, личное, а не всеобщее счастье, в первую очередь, счастье для себя и своей семьи. К сожалению, ответ на поставленный вопрос отрицательный, но убедится в этом Родион слишком поздно — уже совершив преступление и лишь усугубив свои душевные страдания.

И все же наиболее важным и значимым мотивом убийствав романе оказывается разработанная Раскольниковым теория, оправдывающая преступление. Ведь на самом деле герой Достоевского — мыслитель, идеолог, стремящийся на практике проверить свои теоретические идеи, свою философию жизни. Буржуазная действительность, своеволие власти и бесправие простых людей, а также присущие Раскольникову гордость, тщеславие, сознание собственного превосходства и высокомерие стали лишь основанием для возникновения этой философии. Непосредственным же поводом к убийству был разговор между студентом и офицером, подслушанный Раскольниковым. В нем он услышал призыв убить старуху и взять ее деньги, чтобы с их помощью послужить всему человечеству. «За одну жизнь — тысячу жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен, — да ведь тут арифметика! Этот разговор становится для Родиона ярким подтверждением его собственной теории и укрепляет его в решимости пойти на преступление. Как он убежден — во имя спасения близких ему людей.

Итак, из всех побудительных причин я бы выделил две основные группы: ненависть к мучителям и возмущение против социальной несправедливости и стремление подняться до положения судьи, имеющего право карать зарвавшихся « хозяев жизни ». Одного только герой Ф.М.Достоевского не учел—неспособности доброго человека пролить кровь, неспособности жить, преступив закон собственной совести.

Великий мастер психологического романа, автор «Преступления и наказания» создал собирательный образ современного ему молодого человека. Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, писатель и своих персонажей наделяет подобным восприятием жизни. Имеете с тем он стремится предостеречь современников и потомков от необдуманных поступков, непоправимых ошибок, которые может совершить человек под влиянием вполне объективных и реально существующих причин.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова
    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...смотреть целиком
  2. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  3. Сонечка, вечная Сонечка пока мир стоит (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....смотреть целиком
  4. "Преступление и наказание"
    В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен- ности, возвышения одного человека над другим, "наполео- низма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо...смотреть целиком
  5. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
    Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...смотреть целиком
  6. Духовный мир героев Достоевского в романе «Преступление и наказание»
    Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире,...смотреть целиком
  7. "Шаги" Раскольникова к преступлению  Новое!
    Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион Раскольников - главный герой романа...смотреть целиком