Поскольку человек типа Раскольникова сразу же после содеянного и даже спустя некоторое время не осознаёт своей неправоты, санкцио­нированной его собственной теорией, а элементарные принципы пра­восудия требуют осознания этого, то писатель приводит героя к самооценке особым путём, использовав своё знание человеческой натуры.
Илья Глазунов.
Раскольников. 1961

Те же диалоги и монологи, в которых Раскольников разъясняет свою точку зрения, имеют ещё и другой смысл: они демонстрируют не только идею Раскольникова и её сущность, но и его состояние путём размышлений о себе, фиксации своего настроения, оценки своих слов, поступков и намерений. (…)

Для ещё более глубокого обнажения внутреннего мира героя писатель вводит диалог не только «голосов» героя, но и диалог его мыслей и его поступков, действий, жестов, подмечая ещё один уровень противоречивости в личности человека. Этот способ раскрытия характера использовал и Тургенев в изображении Базарова. У Достоевского такой способ исследования внутреннего мира приобретает особые масштабы и становится одним из самых активно используемых способов анализа. В результате сфера психологического анализа расширяется, он приобретает не только прямой (за счёт диалогов, монологов и высказываний), но и косвенно-предметный характер. (…)

Продолжая исследовать идеи Раскольникова и в связи с этим его личность, писатель замечает, что многие его поступки, жесты и дей­ствия противоречат тому, что он должен был сделать и чего он сам ждёт от себя. Например, идя как-то по улице, Раскольников начинает разговаривать с незнакомыми людьми; однажды берёт милостыню; гуляя по городу и обдумывая свои мысли, он неожиданно приходит к Разумихину и так же неожиданно уходит, оставив того в полном недоумении; придя к старухе с замыслом убить её, хочет уйти, забывает закрыть дверь, а сделав дело, не смотрит, что взял, теряет, наконец прячет и уходит навсегда; при появлении родных падает в обморок (…).

Все подмеченные особенности указывают на взвинченное, ненормальное, непривычное состояние героя. Это отражается и в речи, и в действиях, и в жестах, в их характере и последовательности. (…)

Тщательно следя за Раскольниковым после убийства, помещая его в разные микроситуации, Достоевский показывает, что человек с его уровнем мышления своим «нутром», своей собственной «кожей» должен почувствовать, как ему неуютно, неестественно, плохо, а это натолкнёт его на мысль о том, что что-то сделано им не так. (…)

Таким образом, Достоевский показывает, что, несмотря на то, что Раскольников — умственно сильный, волевой и привыкший контролировать себя человек, к тому же нравственно воспитанный, он не лишён противоречий. Чтобы убедить в этом читателя и героя, Достоевский до невероятности детализирует сюжет, особенно психологически насыщенные его эпизоды. Он наслаивает, нагромождает их, казалось бы, повторяет ради того, чтобы не упустить ни одной подробности, ни одной реакции героя и тем самым не ошибиться в оценке их значимости и их сути.