Федор Михайлович Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60-е годы, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху. В нем он отразил на примере Родиона Раскольникова, как человек может пойти на крайность, какие причины толкают людей на столь ужасные поступки. Одной из таких причин является атмосфера жизни. Для Раскольникова - это Петербург. Нет не тот Петербург, который видит турист приезжающий осмотреть достопримечательности, а страшный, душный Петербург который как нельзя лучше описал в своем произведении Достоевский. «Петербург - виновник разыгрывающихся драм» - писал Р.И.Левкин. И действительно если посмотреть в какой обстановке жил Раскольников то можно понять, что являлось одной из причин преступления. Попробуем рассмотреть Петербург, так как нам показывает автор.

Забудем все то, что мы о нем знаем. И так что же мы видим в самом начале романа: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…». Автор специально подобрал слова так, чтобы показать не просто один из жарких летних дней, а постоянную, удушающую жару. Чтобы это лучше понял читатель, автор почти повторяет пейзаж позже, во второй части и дальше: «Здесь тоже духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлой олифе…».

Но погода иногда меняется, но не в лучшую сторону, так после жуткой жары начинается ужасный ливень: «…вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул…». Через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты, сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока. Но не только пейзажи Петербурга повлияли на Родиона, можно получше рассмотреть то место где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в «…крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот- вот стукнешься головой…». …Отставшие, жёлтого цвета обои…» вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова …неуклюжая большая софа…», которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с дворами-колодцами», слепыми окнами», выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка.

Коморка Раскольникова отражает весь Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление. И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит уличные сцены.

Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она, еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романе Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания:

* «неужели ты не видела здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор».



Видя такой Петербург, Раскольников еще больше убеждается в своей теории. Он считает, что всем обиженным и обездоленным надо помогать, но для этого нужны жертвы, это приводит его к преступлению. Вообще-то если бы Раскольников жил в другой атмосфере, в том Петербурге, который нам Достоевский не рисует - мир богатых. Те районы, куда Раскольников почти не заходит, где во дворах растут красивые цветы, и все кажется безмятежным. Тогда Раскольников не видел всех этих жизней, считал бы, что мир и так устроен хорошо, и менять, переступая через жизни других людей, ничего не надо. Но Достоевский помещает героя именно в такую атмосферу жизни, и идеи Раскольникова в таком Петербурге только крепнут и еще больше углубляются в его сознании, что толкает его к совершению преступления. Петербург…

Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели - от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге еще А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, А. Белого, Ф.М. Достоевского. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова. В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно выделить две грани, два аспекта, две традиции. Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик града Петрова - красы и дива полноценных стран. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, Апполоном Григорьевым, отчасти, также и с Некрасовым.

Они раскрыли тему и образ Петербурга совсем по-иному - как бы с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель Евгения, чьи частные человеческие интересы пришли в противоречие с государственными замыслами и непреклонной волей Петра. За парадной внешностью Петербурга эти писатели разглядели холодный, жестокий неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания. Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург и в «Белых ночах», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании», и в «Бедных людях»? Что нового открывает он в этом городе, который до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе многих россиян: для одних - это культурная столица, для других - это бандитский город.

Некоторые биографические факты жизни Достоевского 18 мая 1836 года, сетуя на свою журнальную участь, Пушкин писал жене: «…черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать!» Замечено столь же в шутку сколь и всерьез. Выбор сделан, и от этого - страшно, и от этого «весело», и об этом - в том же году в неотправленном письме к Чаадаеву: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю…» К Достоевскому подходили оба плюса пушкинской мысли. Он мог бы родиться где угодно, но не мог не родиться не в России. Дух веет где хочет: однако как снайперски выбраны время и место! Достоевский родился в больнице для бедных, впрочем, не по скудности средств, а по нахождении службы отца: таковым переменам, пособили, надо думать, родственники жены.

Кроме того, в 1930 году вышли в свет воспоминания Андрея Михайловича, где младший брат Достоевского как нечто, не подлежащее сомнению, излагает ту же историю. Известно, что смерть отца произвела на семнадцатилетнего подростка неизгладимое впечатление. Высказывались намеки, что именно это известие вызвало у него первый приступ эпилепсии. «Мне кажется совершенно невозможным говорить о гении Достоевского, не произнося слова преступление»«, - понизив голос, замечает Томас Манн, - «…Нет сомнений, что подсознание и даже сознание этого художника-титана было постоянно отягощено тяжким чувством вины, преступности, и что чувство это отнюдь не было только ипохондрией».

О, разумеется, автор статьи «Достоевский - но в меру» имеет в виду признание полубезумного Ивана Карамазова: «Кто не желает смерти отца?..» И впрямь: уж не посещали ли творца «Карамазовых» схожие чувства? Существовало еще одно обстоятельство, не могшее не тяготить его душу. Среди убийц Достоевского-старшего, наверняка, находились люди, которых Достоевский-младший знал с самого детства. Тот же мужик Марей, ободривший некогда напуганное «волком» дитя, имел шанс быть заодно с теми, кто отправил в лучший мир отца ребенка - тем более, что среди убийц наличествовали члены семьи Марка Ефремова (то бишь Марея).

Достоевскому так нравилась благодушная физиономия его денщика Семена, что на все предостережения от его долгих рук он преспокойно отвечал: «пусть себе ворует; не разорюсь я от этого». На самом же деле он положительно разорялся и входил в долги. Это обстоятельство тоже сильно повлияло на психику Достоевского, вследствие чего он изображал Петербург «преступным» городом, в котором обитают люди, находящиеся в безысходности. Такую бедность пережил и сам автор романов о «бедных людях».