Страница: [ 1 ]  2  

Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия» жизни России 60-х годов, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.

Создавая свое произведение, Достоевский хотел показать внутренний мир жителей Петербурга из бедных кварталов, условия, в которых они живут, их отношение к жизни, поиски выхода из мира расчета и наживы в царство настоящей, доброй правды. Это и стало основной идеей романа.

В романе все взаимосвязано: образ жизни, мысли, поступки. Живя в тесных каморках, не имея возможности уехать за город даже летом, люди живут в состоянии постоянного уныния, проводя большее свое время в пивных. Безысходность становится лейтмотивом романа. И неудивительно, что у одного из этих людей, Родиона Раскольникова, возникает идея изменить свое существование. Положение безнадежности, тупика толкает его на моральное преступление против самого себя.

Замысел его страшен, потому что к цели он идет, совершая убийство, но преследует Раскольников благородные цели. Убив старуху, Родион собирался отдать деньги нуждающимся, опираясь на услышанные слова: «Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» С другой стороны, он хотел проверить свою идею о существовании людей, которым разрешено совершать убийства, и людей, которые этого делать не могут. Кроме того, он хотел испытать на себе свою идею: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И, совершив преступление, Раскольников понимает, что принадлежит ко второму типу людей.

В романе одно из главных мест занимает религиозная тема. Своим преступлением Раскольников нарушает главные христианские заповеди. Одними из самых важных являются идеи смирения и раскаяния. Родион не понимает своей вины с этой точки зрения, а именно это, по мнению автора, заставляет героя мучиться, меняет его. жизнь.

Не только Родион Раскольников переступает через христианские заповеди, их нарушает и Соня Мармеладова.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, неспособная в мире наживы заработать денег честным трудом, вынуждена торговать собой, преступая нравственные законы. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в Соне, поднимает этот образ до символа страдания человеческого. Страдание слилось для Достоевского с любовью. Соня — олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь. Кроме того, Соня очень религиозна, она свято верит в существование святых и во все, о чем написано в Библии. Через эту веру она находит свое успокоение. Родион терпит муки, потому что у него нет той поддержки, какая есть у Сони со стороны Бога. Чтобы облегчить мучения Раскольникова, Соня предлагает ему публично покаяться — это тоже одна из христианских традиций. Однако, заметив, что его не понимают, Раскольников оставляет эту затею.

Все дело в том, что причина его переживаний заключается в нем самом. По характеру Родион Раскольников добрый, мягкий человек, тому подтверждение его поступок в доме Мармеладовых, когда он отдает свои последние деньги.

Совершая преступление, он делает что-то противоестественное по отношению к себе же. Раскольников испытывает отвращение и ненависть и к себе, и ко всем.

Сон, приснившийся накануне убийства, про жестокое убийство лошади говорит, что героя возмущает насилие над живым существом. Достоевский усугубляет положение героя, хочет до конца показать, что происходит с человеком, переступившим запретную черту, человеческую природу, поставившим себя наравне с Богом, создавшим людей. Мало того что у Раскольникова после убийства начинается нервное расстройство, с ним происходит самое страшное, что может быть: он теряет связи с окружающими людьми, отрезает себя «ножницами» от тех, кому сострадал. И уже самые близкие люди не в силах ему помочь.

Высок в нравственном отношении Порфирий Петрович. Познакомившись с Раскольниковым, он понимает, что это и есть убийца. Но следователь также увидел, что Родион не обычный преступник, который убил с целью грабежа. В нем заговорила профессиональная гордость: он захотел, чтобы Раскольников сам признался в своем преступлении.

Этим он помог и герою, и не только потому, что тот пришел с повинной, это повлияло на мнение героя о своем преступлении. Хотя раскаяние придет гораздо позже, эти дни тяжелых раздумий стали первыми шагами к нему, к раскаянию.

В романе показаны три идеи: идея Сони о смирении, о всемогуществе Бога, а также идея Свидригайлова, с ее амбициозной направленностью, что он самый, самый... Между ними идея Раскольникова. Это потому, что Сонино видение мира возвышенно, а Свидригайлова — низко, Родион же совершает низкое дело, но с возвышенными мотивами.

Однако герой не таков, чтобы его сломала тоска и одиночество. Он стремится снова почувствовать себя «прежним человеком», идет к Мармеладовым, идет к Соне...

Это самая необыкновенная героиня романа, отличающаяся от всех других действующих лиц: «...испуганно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Соня такая же бедная, как и другие, окружающие ее люди, но она видна в серой толпе, как будто от нее исходит внутренний свет».

Именно свет Сониной идеи озаряет весь роман, потому что это идея мира, добра и любви.

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышится в горьком раздумье Раскольникова!

Но спасение Родиона именно в этой Сонечке. Достоевский был убежден, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучше. Объединило оно и Соню с Раскольниковым. Пожалуй, нет сильнее и непоколебимее идеи, в основе которой лежат силы, делающие людей счастливее.

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе.

Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена»маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и добивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

Атмосфера происходящего раскалена сильнейшими чувствами. С одной стороны, это злостная, агрессивная страсть разнузданной толпы, с другой — невыносимое отчаяние маленького Роди, сотрясающее его сердце жалостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры.

Достоевский вкладывает в первый сон главного героя свои мысли о причинах преступления и о противоестественности убийства.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...смотреть целиком
  2. Смысл названия романа "Преступление и наказание"
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,...смотреть целиком
  3. Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной
    Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...смотреть целиком
  4. Характер социального протеста и проблема преобразования жизни в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
    В романе Достоевский показал потрясающие душу, страшные картины мучительной жизни народных масс, безмерные страдания простых людей, задавленных волчьими законами капиталистического общества (семья Мармеладовых). Где же путь к счастью, как народу избавиться...смотреть целиком
  5. Осознание собственной вины Раскольниковым
    Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством... В. Ключевский Мысль могут освещать самые разные чувства. Я считаю, что самым ярким светочем и самым добрым чувством может быть только совесть. Мы произносим это слово очень часто....смотреть целиком
  6. Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова
    Достоевский, стоявший на эшафоте в ожидании выстрела, испытавший унижения и лишения тюремной жизни, страдавший эпилепсией, создал очень сложный литературный мир. Двойственность душ героев его произведений доведена до крайности. В них одновременно сосуществуют...смотреть целиком
  7. Тема "Маленького человека" в романе
    Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического...смотреть целиком