Роман Ф.М.Достоевского был создан в 1866 году. В «Преступлении и наказании» отразилась страшная действительность России середины XIX века. В стране обострились социальные противоречия, революционные организации были разгромлены, крестьянские бунты – подавлены. В обществе остро встали вопросы: куда идти, по какому пути развиваться. Мыслящие люди создавали новые теории, искали «свежие» идеи.
Главный герой романа Достоевского – один из тех, кто мучительно искал в жизни «точку опоры». Он учился в университете, у него была семья, мать и сестра. Раскольников общался с умными, порядочными людьми, например, с Разумихиным. У Родиона была трогательная привязанность к девушке, которая умерла. Он вспоминал о ней: «Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная… Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…» Почему же умный и великодушный человек, способный воспринимать чужую боль острее, чем свою, совершает преступление?
Раскольников жил в крайней бедности, вынужден был прятаться от квартирной хозяйки, объясняться по вопросу долга за жилье в полиции, его исключили из университета, потому что у него кончились деньги за обучение. Однако на убийство и ограбление Родион решился не из-за своих частных проблем. Он стремится помочь всем «униженным и оскорбленным». Раскольникова ужасала социальная несправедливость. Его волновали вопросы: почему одни - умные, добрые, благородные - влачат жалкое существование, а другие - ничтожные, подлые, алчные - живут в роскоши? Почему голодают дети? Как изменить этот порядок? Раскольников не мог смириться с тем, что человеческий мир так бесчеловечно устроен. В этом мире обездоленному и слабому нет спасения.
Раскольников потрясен положением семьи Мармеладовых. Катерина Ивановна неизлечимо больна, замучена нищетой, ее муж спился, а Соня вынуждена стать проституткой, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. Раскольников сталкивается с безжалостной старухой-процентщицей. Она дает за золотые и серебряные вещи, принесенные для заклада, четвертую часть их настоящей цены и еще требует огромные проценты за свои услуги. Накопленные богатства ростовщица завещает монастырю «на вечный помин» ее ничтожной души. Раскольников хочет восстановить справедливость: уничтожить зловредную старуху и спасти тысячи семей «от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата». Таков социальный смысл преступления героя.
Но существовал еще и глубокий, философский подтекст совершенного Раскольниковым. Студент внимательно наблюдал за общественной жизнью в России, изучал всемирную историю. Он понял, что исторический прогресс и всякое развитие всегда происходили за счет каких-то жертв, на чьих-то страданиях. Перед глазами студента вставали величественные фигуры тех, кто, как ему казалось, осуществлял это развитие. Это были Ликург, Магомет, Наполеон. Раскольников убеждался, что эти «творцы истории» достигали своих целей и огромной славы, «перешагивая» через людей, их жизни, не останавливаясь перед насилием, жертвами, кровью. Раскольников, пораженный величием и славой «творцов истории», выводит свою теорию. Он приходит к выводу, что все человечество делится на две категории людей. Есть люди, принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, - «сильные мира сего».
Разделив всех людей на два разряда, Раскольников задает себе вопрос, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?.. Тварь ли я дрожащая или право имею…» По своим убеждениям главный герой стал атеистом. Он потерял веру в Бога. Христианские заповеди «Не убий», «Не укради», «Не сотвори себе кумира» не сочетались с его теорией. Он отрицал эти главные законы, не признавал идею о самопожертвовании. Все это он не принимал разумом, хотя сердце у него было чутким и гуманным. Раскольников не мог понять, почему «милосердный Бог» не спасет нищих. Он говорит Соне «со злорадством»: «Да, может, Бога-то совсем нет». Раскольников своей теорией выражает протест против христианской веры. Он убеждает себя, что мир спасет не Бог, а добрый тиран, «властелин».
Создав теорию, Раскольников порывает и с человечеством, и с Богом. Сам факт убийства – это уже открытое проявление «бунта» против нравственности. Автор подробно, натуралистически описывает, как герой точно вслепую бьет по голове старуху и грабит ее. Это сделано для того, чтобы читатель острее почувствовал ужас совершенного и осознал ту нравственную пропасть, которая поглотила героя.
В «деле» возникает непредусмотренная, непредвиденная ситуация. Раскольникову приходится убить неожиданно пришедшую сестру старухи, несчастную, ни в чем не повинную Лизавету. О ней автор говорит, что «до того эта несчастная Лизавета была проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо…» Решив лишить жизни старуху-процентщицу во имя «униженных и оскорбленных», Раскольников губит одну из несчастных. Писатель не случайно сравнивает Лизавету с ребенком, подчеркивая ее беспомощность, беззащитность, а следовательно, беспредельную преступность происшедшего. Эта чудовищная картина выражает авторскую мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое; проявление бесчеловечности в частном, конкретном случае перерастает в античеловечность глобальную. Впоследствии выясняется, что Лизавета была беременна. Значит, Раскольников совершил тройное убийство.
В горестном одиночестве Раскольников начинает мучительно осмыслять то, что совершил. Он понимает, что преступление сломило его, сломило как человека. Преступление Раскольникова не имело социальных результатов. Мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Однако неудача, которую потерпел Раскольников, не вызвала у него сомнений в правильности его теории: ведь он убежден, что открыл новый нравственный закон, который его преступление «подтверждает» независимо от результата. Раскольников убежден, что он ошибся в себе, а не в своих ошибочных взглядах.
«Бес» предубеждений и после преступления не отпускает героя. Все время, пока ложная теория определяет его поступки и внутренний мир, он находится в крайне болезненном состоянии: его мучат горячка, бред, сны-кошмары. Духовные силы Раскольникова напряжены до предела, он становится раздражительным, мнительным, порой даже агрессивным. Сон Раскольникова о «трихинах» - также проявление мотива «умственной заразы», которая делает людей «бесноватыми». «Выздоровление» Раскольникова, его духовное возрождение, возвращение к Богу невозможно до тех пор, пока ложные представления о людях не будут изгнаны из его сознания.
В рамках основного сюжета истинного воскресения героя не происходит. И даже на каторге он не испытывал «жгучего раскаяния»: «он не раскаивался в своем преступлении… в одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Но автор убежден, что духовное возрождение Раскольникова вполне возможно: он способен к жалости и состраданию, им движет не расчет и не порок, а стремление к справедливости, к победе над злом. «Выздоровление» Раскольникова намечено только в конце второй главы эпилога. Любовь к Соне – начало новой жизни. Раскольников берет в руки Евангелие, и это символично. Но окончательный духовный перелом в герое – дело будущего: он должен еще искупить свой грех, пройдя через очищающие душу страдания.
Новая жизнь, смысл которой, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям, к незыблемым нравственным истинам, к Богу, «не даром» достается человеку: «ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом». «Перерождение» героя не может произойти внезапно, это длительный процесс постепенного обновления, постепенного перехода из одного мира в другой. По словам писателя, обновление Раскольникова могло бы стать темой отдельного произведения.

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  2. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  3. Смысл названия романа "Преступление и наказание"
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Раскольниковой Пульхерии Александровны  Новое!
    Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй,...смотреть целиком
  5. "Образ желтого Петербурга" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Алены Ивановны
    Алена Ивановна — коллежская регистраторша, процентщица, «...крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной...смотреть целиком
  7. Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
    Два величайших писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почемуто в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище - Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях. "Редко...смотреть целиком