«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой

Человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке;

На улицу и медленно, как бы в нерешительности отправился к К-ну мосту».

Из следующих абзацев читатель улавливал, что дело происходило в

Петербурге, вблизи Сенной площади. И если он был петербуржцем, он без

Особого труда мог догадаться, что молодой человек идет по Столярному

Переулку к Копушкину мосту через Екатерининский канал (или, по-тогдашнему,

«канаву»). И когда дальше рассказывалось о том, как, пройдя «ровно семьсот

Тридцать шагов», молодой человек «подошел к преогромнейшему дому,

Выходившему первой стеной на канаву, а другою – на улицу», читатель

Понимал, что речь идет о садовой улице. Современный писатель рассказывает,

Как он в наши дни бродил по переулкам, где происходит действие

«Преступление и наказание», держа в руках роман как путеводитель.

Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в торжественных и бессмертных

Стихах Пушкина. И Пушкин уже провидел социальные контрасты, терзавшие

Северную Пальмиру. Однако Пушкин еще не придавал теневой стороне

Блистательной столицы империи первостепенного значения. Достоевский

Произвел полный переворот в психологии восприятия и художественного

Изображения Петербурга. Он вспоминает о дворцах, башнях и садах пышной

Столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и страдания,

Зависть и ропот нищего Петербурга.

Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он

Жил, на Острова. «Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро

И эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда

Он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в

Ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих

В саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел.

Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он остановился

И пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо

Одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с

Какою-то начинкой пирог…»

Два мира, разделенные пропастью, но неразрывно связанные друг с другом.

Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы, переулки, дома,

Кабаки, притоны мещанского и просто нищего Петербурга, с их жалким людом, с

Их горестной участью. Подлинную сущность города он видел не в его

Внешности, а в социальных контрастах, динамичных и трагических,

Перетиравших в ветошку любого, попадавшего в их страшные вальцы.

Великолепный Петербург был рядом, но Раскольников видел его только

Мельком, как заманчивый мираж в пустыне, сам он не мог выбиться из духоты,

Толкотни, вони, «столь известной каждому петербуржцу, не имеющему

Возможности нанять дачу». Смрадные распивочные, оборванные пьяные,

Озабоченный, спешащий народ, серый отвратительный и грустный колорит улиц

Рождали в нем «чувство глубочайшего омерзения».

В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы,

Облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубка, в город

Облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно

Оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник

Преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.

Для Достоевского Петербург – мёртвый город, насилие над природой. Медный

Всадник посреди болота. В нем причудливым образом сплелись элементы

Европейской и российской цивилизаций. Он полон парадоксов и фантастики.

Петербург Достоевского – среда, в которой уживаются многочисленные слои

Общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и

Аристократы. Для каждого из них – город видится по-разному: кому-то

Празднично и весело, кому-то серо и безысходно.

Человек в Петербурге одинок. Как говорит Николка, в нем есть все, кроме

Отца и матери. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния

Героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека.

Нигде не теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в

Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию. Не

Случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно

Располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная,

Призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого

Бытия.

Образ Петербурга прочно ассоциируется в русской литературе с желтым

Цветом. Правда, это стало вполне очевидно уже после Достоевского, в поэзии

XX века. Так строки «петербургских» стихов Блока: «В эти желтые дни меж

Домами мы встретимся…», «И на желтой заре фонари…»; Анненского: «Желтый пар

Петербургской зимы…», «И Нева буро-желтого цвета…»; Мандельштама: «…к

Зловещему дегтю подмешали желток…».

Вероятно, и в романе Достоевского обилие «желтого» как-то связано с

Самим ощущением Петербурга, его общего колорита.

Желтый цвет – основной «цвет» романа. В квартире старухи-процентщицы

Комната «с желтыми обоями», мебель из «желтого дерева», картинки «в желтых

Рамках». Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему

Бросается в глаза «желтый диван» в комнате старухи. Само лицо героя после

Болезни становится «бледно-желтым». «Желтое» лицо и у Мармеладова. На

Петровском острове «ярко-желтые» домики. Этот перечень можно бы продолжать

И дальше. Желтый – это как бы цвет того мира, того пространства, где было

Задумано и совершено преступление.

В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома», с

Их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном

Городе мелькнет хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о

Городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает

Раскольников, идя на убийство: «…он даже очень было занялся мыслию об

Устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на

Всех площадях». Так входит в роман тема города и человека.

Достоевский – писатель-гуманист, он протестует против существования

Губительного зла. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на

Мгновение («улица вдруг блеснет»), фантастика, контрасты – вот Петербург

Достоевского.

Образ Петербурга в романе символичен. Он является, с одной стороны,

Социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой –

Является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка

Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

«Чрезвычайное потрясение»

Величина Достоевского-художника обусловлена, в частности, тем, что он с

Поразительной остротой и глубиной осознавая всю грандиозность и далеко

Идущие последствия той исторической ломки, которая началась в России в 60-

Х годах XIX века. Он чувствовал, что надвигаются по размаху социальные,

Технические, идейные и нравственные перевороты, которые действительно и

Произошло уже после его смерти, в XX веке.

И главное здесь вовсе не в прямых «пророчествах» и предсказаниях будущих

Событий (хотя и их можно найти Достоевского), а в необычайно ясном и

Углубленном видении тогдашних, современных Достоевскому процессов и фактов,

В которых выражалась подготовка и нарастание грядущего всемирно-

Исторического переворота.

Достоевский вполне определенно говорил о том, что в современном ему

Обществе господствует «чрезвычайное экономическое и нравственное

Потрясение: …Прежний мир, прежний порядок… отошел безвозвратно… Все

Переходное, все шатающееся». Вскоре после окончания «Преступления и

Наказания» он писал: «Порассказывать толково то, что мы все, русские,

Пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии – да разве не

Закричат… что это фантазия!».

Конечно, это «чрезвычайное потрясение» только лишь началось в эпоху,

Когда Достоевский создавал «Преступление и наказание», и лишь наиболее

Чуткие и проницательные люди могли предвидеть его последствия.

Те процессы и факты, которые поставил в центр внимания Достоевский,

Многим его современникам представлялись всего лишь случайными и

Исключительными явлениями, не воплощавшими в себя существа исторического

Развития. И само отражение этих явлений в романе Достоевского многие

Рассматривали именно как «фантазию» или в лучшем случае как опыт

Изображения патологических и уникальных характеров и ситуаций.

Стремясь схватить существо «чрезвычайного потрясения», обусловленного

Начавшимся переходом к новому состоянию мира, Достоевский обращается к

Конкретным жизненным фактам в том числе к тем, которые повседневно

Отражаются на страницах газет. В самом начале работы над «Преступлением и

Наказанием» он писал, объясняя реальные истоки своего замысла: «Есть… много

Следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на

Ужасные дела».

Исходя из этих «фактов действительной жизни», Достоевский и создал

«переступающих» нормы людей – и весь преступный мир романа, преступный

Петербург. «Я смутно предчувствовал всю мою будущность в эти смертельные Три часа нашего въезда…» Он смотрит на город своей судьбы, на глухую и

Величественную панораму надвигающейся столицы: кажется, никогда еще не

Возникало у него подобного чувства – такого грозного ощущения грядущей

Беды, такого мучительного сомнения в неотменности выбора: «Весь этот

Спектакль решительно не стоит свечей».