«В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение:
Убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»;
Взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
На эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?
1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.
Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова?
Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
2. Петр Петрович Лужин.
В связи с чем появляется он в романе?
Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?
Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
Почему Лужин боится полиции?
Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова?
Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
3. Аркадий Иванович Свидригайлов.
В чем сложность и противоречивость этого образа?
Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.)
В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?
Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?
Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
Зачем дано прошлое героя, как меняется он?
Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?
Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)?
Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.