Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа «все позволено» (такая формулировка Достоевским была дана позднее, в «Братьях Карамазовых»). Недоучившийся студент с философским складом ума, неравнодушный к страданиям окружающих, совершает жестокое убийство. Что самое страшное, делает это не безотчетно, а на основании некой теории, «идеи». Человеческие страдания, которые видит Раскольников, наблюдаемые им нищета, бесправие и унижение вызывают напряженную работу мысли. Анализируя причины социальной несправедливости, герой приходит к выводу, что в мире всегда существовали две категории людей: «обыкновенные», «твари дрожащие», и «необыкновенные», «право имеющие».

Большинство людей — просто «материал», они сохраняют мир и умножают его численно. «Необыкновенные» же, которых до странного мало, от рождения призваны стать «властелинами судьбы». Такие люди не покоряются молча установленному порядку вещей, а восстают против него, смело нарушают общепризнанные нормы морали, не останавливаясь ни перед чем. Люди «необыкновенные» — Наполеоны, Магометы, Солоны — дают новый закон, двигают мир. Любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались. Необходимо доказать самому себе, что мораль, имеющая силу над другими людьми, не имеет власти над ним, что он не «тварь дрожащая», а «прирожденный властелин», — к такому выводу приходит Раскольников. Убийство старухи-процентщицы он рассматривает как своеобразный эксперимент, как проверку своей теории практикой. Достоевский не первым поднял тему человека «наполеоновского» склада. Как тут не вспомнить строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Длянас орудие одно…

Или вспомним характеристику Германа, героя «Пиковой дамы»: у него «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Таким образом, тема эта была подготовлена Пушкиным. Но у Достоевского проблема молодого человека, не останавливающегося ради достижения цели перед преступлением, предстает несколько иначе. Раскольникова заботит не только и не столько личное благополучие, сколько счастье других людей. Его теория — это протест против подлого устройства мира, а преступление — способ поставить себя в независимое положение, чтобы совершить потом «сотни, тысячи добрых дел». Здесь и возникает противоречие: бунт против бесчеловечности сам приобретает бесчеловечный характер. Теория Раскольникова призвана избавить мир от страданий, но какой ценой! Согласно ей ради будущего счастья человечества можно пренебречь жизнями отдельных людей. Страшную цену придется заплатить за такое счастье. Да и является ли добро добром, если оно куплено такой ценой?

Читая роман, замечаешь, что герой принимает свою «идею» как-то односторонне. В Раскольникове, по словам Разумихина, «точно… два противоположных характера поочередно сменяются». Не случайна и фамилия героя — он словно расколот надвое. Так вот, с теорией связан только один «характер». Вернее, рассудок. Что касается души, она противится «идее». Герой решается на преступление не сразу — его подталкивают к нему страдания, которые он видит вокруг (история семьи Мармеладовых, встреча с пьяной девочкой на бульваре, письмо из дома). Против теории восстает и подсознание Раскольникова: неприятие насилия отражается во сне об избиваемой лошади. По-моему, наиболее кратко и точно состояние Раскольникова отражают слова А. С. Грибоедова: «Ум с сердцем не в ладу». Это было сказано о Чацком, но, как видим, подобный разлад характерен и для других литературных героев девятнадцатого века. До Раскольникова через это прошли Онегин. Печорин, Бельтов. Нельзя строить жизнь по теории, если она противоречит принципу «оберегать жизнь». Нельзя переступать через кого-то, даже если тобой движет высокое чувство сострадания. Я думаю, жизнь не может уложиться в логическую схему, как бы тщательно та ни была просчитана. Жизнь, какая бы она ни была, всегда многограннее любой теории. Потому и нарушается план Раскольникова: неожиданно появляется Лизавета, и он вынужден избавиться еще и от нее. А ведь она и есть одна из тех страждущих, ради которых Раскольников идет на преступление.дет СТРАШНОЕ!

Раскольникову казалось, что он несет нравственную ответственность за свои действия только перед собой, и мнение других для него безразлично. Однако со-вершенное преступление словно отрезает его от мира. Он не чувствует внутренней свободы от достижения цели, наоборот, словно попадает в замкнутый круг. Своим преступлением герой поставил себя вне элементарных норм морали. Он не решается даже обнять приехавших мать и сестру — такими чужими и далекими теперь они стали. Душевные муки Раскольникова, его разорванное сознание становятся наказанием за содеянное им зло. Каждый человек живет в обществе, социуме, он неразрывно связан с людьми. Отзывчивость Раскольникова к семейству Мармеладова, невозможность отрешиться от мира, эгоистически замкнуться в себе и является свидетельством несостоятельности «идеи» героя, причиной ее краха. Раскольников убил, но «не переступил», он «на этой стороне остался». Получается, что он — «обыкновенный» человек. «Необыкновенные» не рассуждают, правильно ли они поступили. «Право имеющие» идут не оглядываясь, «тратят» полмиллиона войска в Московском походе и «забывают» армию в Египте. Раскольников корит себя за малодушие. Но я считаю, что это не малодушие вовсе, а чувство совести, говорящее о человечности героя и дающее надежду на его духовное воскресение.

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  2. Смысл названия романа "Преступление и наказание"
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,...смотреть целиком
  3. Сон об убийстве лошади (Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Достоевский по праву считается писателем-психологом. В романе «Преступление и наказание» психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно...смотреть целиком
  4. Смерть Мармеладова
    Смерти Маремеладова посвящена целая глава романа, что говорит о значимости данного эпизода. Это происшествие вполне можно считать маленьким произведением или этюдом, в котором описывается смерть бедного человека. В первую очередь Достоевский представляет...смотреть целиком
  5. Теория Родиона Раскольникова и её опровержение
    У каждого человека есть теория, по которой он живёт. Иногда оказывается, что сама теория интересна, но пути достижения цели не только совершенно не понятны, но ещё и каким-то образом влияют на других людей. Сразу же вспоминается теория Родиона Раскольникова,...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Порфирия Петровича
    Порфирий Петрович — пристав следственных дел, правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной...смотреть целиком
  7. Двойники и антиподы Раскольникова
    Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж — носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” — Раскольников...смотреть целиком