Роман "Преступление и наказа-ние" был задуман Ф.М. Досто-евским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложе-ния". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильны-ми личностями" ,ставящими се-бя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его ге-рой отвечают по-разному. Рас-кольников считает, что возмож-но, так как это "простая арифме-тика". Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка ( ведь Ро-дион убивает Лизавету и её не-родившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловече-ская теория Родиона Раскольни-кова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социаль-ным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладо-вым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных лю-дей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опроверга-ет эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной спра-ведливости насильственным пу-тём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляют-ся герои - "двойники" Расколь-никова. "Мы одного поля яго-ды" ,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сход-ство. Свидригайлов и Лужин ис-черпали идею отказа от "прин-ципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой пропове-дует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себя-любивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча про-поведовали, и выйдет, что лю-дей можно резать". Раскольников считает, что пре-ступать закон могут только "на-стоящие люди" , так как они действуют на благо человечест-ву. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргу-менты, что преступлению про-тивится человеческая натура. К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя впра-ве уничтожать "ненужных" лю-дей для блага униженных и ос-корблённых? Он сам поднима-ется над людьми, становясь че-ловеком "необыкновенным". Поэтому Раскольников делит людей на "избранных" и "тварей дрожащих". И Достоевский, снимая с наполеоновского пье-дестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей вол-нует Раскольникова, а его зани-мает вопрос: "... вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя хри-стианские принципы, Достоев-ский вводит в роман образ Сони. Писатель видит "величайшее счастье" в уничтожении своего "я" , в безраздельном служении людям - эту "правду" Ф.М. во-плотил в Соне. Противопостав-ляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Рас-кольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона "страдание принять" . Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступ-лением. "Их воскресила лю-бовь..." Разрушив "стройную" теорию Р-ва, его "простую арифметику" , Достоевский предостерёг чело-вечество от опасности револю-ционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человече-ской личности. Писатель считал, что "есть один закон - закон нравственный".

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  2. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...смотреть целиком
  3. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  4. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Против Раскольникова нет материальных улик. Большое значение приобретает нравственная сторона его преступления. Ему открывается страшная истина — преступление его было бессмысленно: « Не переступил, на той стороне остался. Стало быть, я не имел права...смотреть целиком
  5. Наказание преступления по закону совести в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»  Новое!
    1. Основное содержание романа. 2. Нравственное метание Раскольникова. 3. Теория сверхчеловека. 4. Главное наказание преступления. Время создания Ф. М. Достоевским «Преступления и наказания» стало периодом тяжелого одиночества и трудных решений....смотреть целиком
  6. Нестандартная трактовка образа Сони Мармеладовой  Новое!
    Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров - все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», самого знаменитого, может быть, произведения писателя. Униженные, оскорбленные, «маленькие люди»,...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича
    Раскольников Родион Романович — главный герой. Соотносим с пушкинским Германном («Пиковая дама»), бальзаков| ским Растиньяком («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем из рома-на Стендаля «Красное и черное». Сам Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет...смотреть целиком