Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека. В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию. Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова.
Находясь в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех “униженных и оскорбленных”, Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.
По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: “на низших (обыкновенных), так сказать, на материал... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. При этом “необыкновенные” люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти или ста человек “обыкновенных”, которые “обязаны быть послушными, потому что это их назначение”. Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. “Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?” - вот вопросы, мучительно терзающие его душу. Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к “материалу”, служащему “единственно для зарождения себе подобных”, поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить “справедливое убийство” старухи-процентщицы, называя ее “гадкой, зловредной вошью”.
Теория Раскольникова не оригинальна - сходные мысли тогда “витали в воздухе” и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям. Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что “одно крошечное преступленьице” с лихвой оправдается “тысячами добрых дел”. Этот студент - духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства “глупой и злой старушонки”.
Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел “бонапартизмом”. “Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую”, - признается он подозреваемому. Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: “Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния...” Он называет Раскольникова “наиблагороднейшим человеком”, а в преступлении его видит “книжные мечты”, “теоретически раздраженное сердце”.
Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория - “теория целого кафтана”. Лужин убежден, что благосостояние общества держится на устроенных частных делах и “целых кафтанах”. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм: “Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Ради собственных интересов, считает Лужин, можно переступить через любые преграды, например, совершить подлог или оклеветать невинного. Как и Раскольников, Лужин желает считать себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Но если для Раскольникова преступление -способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленнее и пошлее: им движет исключительно корысть. Образ Лужина в романе интеллектуально снижает идею Раскольникова.
Еще более сложен другой духовный двойник Раскольникова - Аркадий Иванович Свидригайлов, человек глубоко порочный и безнравственный. Не без основания он говорит Раскольникову: “Мы с вами одного поля ягоды”, - ведь на его совести лежит целый ряд злодеяний. Он виноват в смерти своего лакея и пятнадцатилетней глухонемой девочки, он отравил свою жену и благодетельницу Марфу Петровну, он домогался Дуни, не гнушаясь никакими средствами. Недаром подслушанная им исповедь Раскольникова не удивила и не возмутила его. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в нем никакой трагедии. Более того, он признает и его теорию, считая, что “единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Но “хорошая” цель Свидригайлова - сладострастие. Ради своих гнусных, похотливых стремлений он ни перед чем не останавливается.
Свидригайлов не раскаивается в совершенных злодеяниях, его не угнетают муки совести, но он сам становится жертвой собственных преступлений, они приводят его к неизбежному психологическому тупику, из которого он видит один выход - самоубийство.
Но почему же Раскольников, оказавшийся в сходной ситуации, не пошел по этому пути? Его уберегла от непоправимого шага любовь к нему
близких людей: матери, сестры, Разумихина, а больше всего - Сони.
Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный двойник Раскольникова. Она тоже, по нормам общественной морали, преступница. Но “пойти по желтому билету” девушку вынудили жестокие обстоятельства. Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей. Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность. Именно ей признается Раскольников в содеянном. Соня пытается понять и простить этого человека, страдает вместе с ним, но не может принять его губительную теорию. Соня призывает Раскольникова к покаянию, она убеждена, что только искреннее раскаяние может очистить душу, возродить ее к новой жизни.
Анализируя образы двойников Раскольникова, можно заметить, что каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. В совокупности же они служат всесторонней оценке личности героя и помогают осмыслению одной из основных идей романа, что никакие, даже самые благородные, цели не могут служить оправданием безнравственных, преступных средств.

Похожие сочинения

  1. "Преступление и наказание" — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...смотреть целиком
  2. Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной
    Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...смотреть целиком
  3. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова
    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...смотреть целиком
  4. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
    Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...смотреть целиком
  5. Сонечка Мармеладова
    «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый...смотреть целиком
  6. Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина и Раскольникова — в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского
    Как океан, объемист шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами:.. Ф. И. Тютчев Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные...смотреть целиком
  7. Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»  Новое!
    \Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении,...смотреть целиком