Страница: [ 1 ]  2  

Смерти Маремеладова посвящена целая глава романа, что говорит о значимости данного эпизода. Это происшествие вполне можно считать маленьким произведением или этюдом, в котором описывается смерть бедного человека.
В первую очередь Достоевский представляет нам щёгольскую барскую коляску, стоящую посредине улицы. Такое положение коляски, не дающей никому проходу, говорит о том, что её владелец - довольно влиятельный человек или, может быть, высокий чиновник, который также не даёт людям спокойного житья и от которого многие зависят. Вокруг коляски собралась довольно внушительная толпа, поэтому можно сделать вывод, что событие, которое вызвало такой интерес, значительно даже для Петербурга. Причиной всему послужила смерть бедного, но одетого в "благородную одежду" человека, затоптанного серыми барскими лошадями. Причиной смерти бедного человека, хотя и косвенно, стал богатый и значительный барин, владелец коляски. В этом случае вырисовываются явные социальные проблемы Петербурга, где властные люди могут повелевать чужими жизнями, которые для них ничего не значат. Лошади - это помощники влиятельного владельца коляски, возможно, его сподручники или мелкие чиновники. Они выполняют за "хозяина" всю "серую" работу, заведуют всеми его делами, в том числе и теми, что часто являются причиной смерти других, более бедных людей. Интересен сам факт того, что не кучер виноват в случившемся, а сам пострадавший, который "нарочно прямёхонько под ноги пал", будто специально искал смерти. Получается, что в положе-нии, сложившемся в обществе, виноваты не столько богатые и влиятельные люди, сколько сами пострадавшие. Они сами, будто пьяные, идут на верную смерть, может быть, даже не подозревая и не задумываясь об этом.
Достоевский подробно описывает портрет раздавленного человека для того, чтобы представить всю тяжесть случившегося. На этом фоне как-то неестественно и неискренне звучат редкие повторения недоумевающего кучера: "Экой грех! Господи, грех-то какой!" "У него вся грудь раздавлена!" Это говорит о том, что возможной причиной смерти является душевная болезнь и "раздавленные" чувства Мармеладова. Преобладающий цвет - красный. Кровь присутствует на протяжении всего действия и подавляет все остальные цвета.
Когда мы узнаём имя несчастного, то вспоминаем его историю, и нам, как и Раскольнико-ву, становится понятно, какие события в жизни могут привести к столь печальным последствиям. Раскольников старается помочь Мармеладову, спасти его, "как будто дело идёт о родном отце". И это не лишено оснований, потому что их судьбы могли бы быть очень похожими, если бы Раскольников поступил так же, как и Мармеладов, и принял жертву сестры. Раскольников изо всех сил старается помочь Мармеладову, он понимает, что отставной чиновник никому не нужен, и если он не поможет, то никто не поможет. Отношение других людей к пострадавшему выражается в том, что на лестницу его собираются заносить ногами вперёд, словно мёртвого. Никому и дела нет до состояния Мармеладова, всем интересно узнать, чем всё закончится. Возможно, то, что толпа собралась вокруг коляски, говорит не о значимости происшествия, а только о моральном разложении общества, потому что все чувствуют не сострадание, но довольство и интерес. "Во всех присутствовало ощущение довольства, ко

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  2. Смысл названия романа "Преступление и наказание"
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,...смотреть целиком
  3. Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной
    Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...смотреть целиком
  4. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
    Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...смотреть целиком
  5. Красота человеческого поступка
    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой – бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная. Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий...смотреть целиком
  6. Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
    За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубь человеческой души, которую и сам человек в себе не подозревает или которую человек знать о себе избегает. Однако это невыявленное, подсознательное необычайно...смотреть целиком
  7. Последняя встреча Свидригайлова и Дуни
    Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", ч. 6, гл. V. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого...смотреть целиком