Федор Михайлович Достоевский - величайший мастер психологичес¬кого романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его соци¬ально-философском, психологическом романе «Преступление и наказа¬ние» приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности.
Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он «быв¬ший студент», вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать ге¬рой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на «право имеющих», кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и «тварей дрожащих», которые дол¬жны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон. Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пы¬тается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление -убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим лю¬дям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездолен¬ным. «Одна смерть и сто жизней взамен»,- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказы¬вается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету. Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его.
А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска. Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он лю¬бил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Не¬человеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя.
Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происхо¬дит по многим причинам, но главная - его встреча с Соней Мармеладо-вой. После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства, такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, - протес¬туют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также пре¬ступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христиан¬ских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольнико¬ва пойти с повинной. Теория героя терпит крах. Он уже не может следо¬вать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя.
Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеян¬ном. Его отправляют на каторгу. «Вечная» Сонечка следует за ним. На каторге происходит нравственное возрождение героя.
Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.