Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление — лишение жизни другого человека под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов XIX века. Раскольников понимает, что он отнюдь не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки". Он чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, — стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. "Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто. — Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается".

Принцип, через который пытается переступить Родион Романович, — это совесть. Стать "властелином" ему мешает всячески заглушаемый зов добра. Раскольников все больше думает о раскаянии и не случайно заставляет Соню Мармеладову читать евангельскую притчу о воскресении Лазаря. Преступник мучается, любовь к Соне в конце концов побуждает его донести на самого себя, признаться в двойном убийстве...
Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе "Бедные люди" затронул тему "маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема "бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше "некуда идти" в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она испытывает отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных личностях"
Ф.М. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Достоевский — гениальный писатель, осветивший больные стороны современного ему общества и нарисовавший живые картины русской действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского основывалось на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского были направлены на создание лучших, достойных человека условий жизни.

Федор Михайлович Достоевский — великий писатель-гуманист. Особенностью его творчества является то, что он раскрывает социальные и философские вопросы своего времени, глубоко проникая в духовный мир своих героев.

Одним из великих произведений Достоевского является роман «Преступление и наказание».

Передовая молодежь 60-х годов искала пути социального, духовного, нравственного обновления общества. Важны ли при этом благосостояние и обеспеченность, комфорт и сытость?

Не принимает действительности и главный герой романа Родион Раскольников, который живет в крайней нищете. Об этом говорит его портрет: «Он до того худо одет, что иной даже и привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Описание жилища Родиона также производит удручающее впечатление: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и больше походила на шкаф, чем на квартиру..., мебель соответствовала помещению: было три старых стула, крашеный стол в углу, неуклюжая большая софа». Полное отсутствие средств к существованию, долги квартирной хозяйке — в этом беда героя. Все это не могло не наложить отпечатка на поведение молодого человека, замышляющего убить старуху-процентщицу, которая «живет сама не знает для чего», а молодые силы «тысячами и повсюду» пропадают без помощи и поддержки.




С одной стороны, Раскольников задавлен бедностью; и сразу напрашивается оправдание: был голоден, потому и убил. С другой стороны, его мать получает пенсию, а это гроши; сестра устраивается на работу гувернанткой, терпит нравственные унижения за ту же нищенскую плату. Родион хотел помочь матери, спасти сестру — потому и убил?
Раскольников страстно желал выбраться из той пропасти, в которой оказался. Отсутствие возможности поддержать мать и сестру, несомненно, тяготило его. Все это верно, но как тогда объяснить слова самого героя: «Если бы я зарезал из того, что был голоден, то я бы теперь счастлив был»?

Дело в том, что Родион Раскольников решился на убийство, чтобы проверить себя, свою философскую идею, родившуюся в тесной каморке, и понять, «человек он или тварь дрожащая».

Согласно его теории, люди в большинстве своем подлы и низки, их не переделать, «и труда не стоит тратить». Но можно встать над этим муравейником и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние внешностью ничем не отличаются от простых людей, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, преступая через закон и кровь. Раскольников, проверяя на себе свою теорию, совершает преступление как «эксперимент», который должен убедительно подтвердить его принадлежность к личностям, «право имеющим», а заодно и изменить мир к лучшему, избавив его от вредной, вздорной и бесполезной старухи.
Описывая Раскольникова накануне убийства такими словами, как «мрачный», «нерешительный», «подавленный», автор тем самым подчеркивает глубокие сомнения героя. Не случайно Родион называет свою мечту «проклятой» и, решившись на преступление, чувствует себя приговоренным к смерти. Это чувство затем перерастает в убеждение: «Я не старуху — я себя убил!».

Достоевский решительно осуждает преступление, совершенное из идейных побуждений, пусть даже во имя великой цели изменения мира к лучшему, облегчения страданий «униженных и оскорбленных». Полемизируя с Чернышевским, считавшим революцию единственным средством обновления мира, Достоевский историей Раскольникова доказал глубочайшую аморальность насилия как средства изменить мир к лучшему, потому что рядом с «виновным» (старуха) гибнет безвинный (Лизавета), а само насилие разрушает до основания личность насильника.

Достоевский отстаивает и выстраданную собственной судьбой этическую заповедь: жизнь одного человека, каким бы он ни был, — величайшая ценность, и никто не может лишать другого права на существование. Мне близка и понятна мысль о том, что счастье мира нельзя устроить на единственной слезе невинного младенца. Раскольников, считающий себя критически мыслящей личностью, долго не мог понять, что чувства любви и сострадания •— главный стержень человеческого общества. Не будь их, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись» бы друг с другом. Преступая нравственные законы, игнорируя душу как вместилище человеческой сути, Раскольников обрекает себя на страшную тяжесть одиночества. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Наказание за тяжкий грех — это и муки совести, но не только.

Если бы не сострадание и жертвенная любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно преданность этой женщины, ее жалость, умение понять и простить спасли его на каторге, обновили душу. Соня просит Родиона принародно покаяться в грехе, что он и делает на Сенной площади, и встать на путь нравственного самоусовершенствования, приобщившись к жизни и страданиям Иисуса Христа.

Великий писатель-гуманист справедливо считал, что только любовь к людям, вера в высокие душевные помыслы могут спасти человека и все человечество.