Страница: [ 1 ]  2  

В центре
каждого литературного произведения стоит
человек с его сложным внутренним миром.
Каждый писатель — по сути, психолог, задача
которого раскрыть душу человека, понять
мотивы поступков героя. Литературный
персонаж — это как бы макет, на котором
изучаются сложные человеческие
взаимоотношения. Писатель исследует своего
героя, оставляя при этом ему некоторую
свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в
чем своих героев,
в каждом произведении писателем
используется ряд психологических приемов,
позволяющих проникнуть во внутренний мир
героя. Выдающимся мастером в изучении
человеческой психологии является Ф. М.
Достоевский, и венцом его исследования души
человека можно
назвать роман “Преступление и наказание”.
Помимо традиционных способов
проникновения во внутренний мир героя —
портрет, пейзаж, речь, писатель использует и
совершенно новые приемы, тем самым оставляя
героя наедине с самим собой, с его совестью
и свободой действий. “Самый страстный и
крайний защитник свободы человека, какого
только знает история человеческой мысли”,
— говорит о Достоевском известный философ
Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует
душевную свободу человека, и этот
исступленный психологизм писателя
проистекает, как мне кажется, из его
утверждения свободы и возможности
воскрешения человеческой души, “восстановления
погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу
человеческую в развитии, необходимо
глубоко проникнуть в этот сложный и
непонятный мир.



Если
обратиться к опыту предшественников Ф. М.
Достоевского, можно выделить следующие
приемы, которые затем использует и сам Ф. М.
Достоевский. Это прежде всего портрет героя,
его речь, поступки, взаимохарактеристики
героев и прямые авторские характеристики.
Помогают проникнуть во внутренний мир
героев и такие приемы, как письма, дневники.
Читая их, мы как бы находимся наедине с
героем, а проникновение в святая святых, в
личные дневники и вовсе не оставляет причин
сомневаться в искренности персонажей. И все
же для такого художника, как Ф” М.
Достоевский, этого не достаточно, посему он
вводит в свои произведения целый ряд новых
литературных приемов извлечения на свет
бессознательного. Его герои постоянно
находятся в состоянии глубочайшего
морального потрясения, надрыва; не случайно
для произведений Достоевского особенно
характерны сны, бред, истерика и так
называемое состояние аффекта, близкое к
истерике. Речь героев у Ф. М. Достоевского
приобретает новое значение: они не говорят,
а “проговариваются”, или же между героями
происходит напряженная игра словами,
благодаря чему откровения приобретают
двойной смысл, вызывая ряд ассоциаций. И
наконец, постижением самого глубинного
пласта, одним из способов проникновения во
внутренний мир героя является сама
композиция произведения: сближение по
сходству и контрасту отдельных эпизодов,
сцен, дублирование сюжетных ситуаций (на
уровне сюжета или с привлечением вне-фабульных
элементов сюжета, например библейских
легенд, притч и других вставных эпизодов).
Сразу хотелось бы отметить еще одну
особенность произведения Ф. М. Достоевского.
Это адекватность внутреннего состояния
души героев Достоевского окружающему миру.



О функциях
пейзажа сказано много. Хрестоматийным
стало высказывание о том, что пейзаж
раскрывает внутренний мир героя. И. А. Бунин
ставил Ф. М. Достоевскому в вину то, что в
произведениях Достоевского нет пейзажа.
Писатель действительно мало описывает
природу, но в его произведениях “фантастический
реализм” (как он сам называл свой метод)
проявляется в сверхпейзаже, в слиянии
пейзажа мира и пейзажа души. Основной
пейзаж Ф. М. Достоевского — Петербург, его
красоты, а люди, состояние их души адекватны
один другому, все они двойники и антиподы.
Проблему двойничест-ва в романе также
следует выделить среди приемов
проникновения во внутренний мир героя.
Получив ее как бы в наследство от М. Ю.
Лермонтова, Ф. М. Достоевский, скажем так,
поставил двойников на службу идее романа и
сделал их своеобразным способом понимания
одного человека через другого. Такая
система персонажей позволяет толковать
поступки главных действующих лиц через
других героев, причем ни один
из героев не лишний, и все они являются, по
сути, разными гранями души главного героя
Родиона Раскольникова.



Рассмотрим
подробнее старые, известные в литературе до
Ф. М. Достоевского способы проникновения во
внутренний мир человека, обратив особое
внимание на новаторство писателя.
Необыкновенно интересны портреты у
Достоевского, они совсем не похожи на своих
литературных предшественников, и в то же
время портрет у Достоевского выполняет
свою неизменную функцию: рассказывает о
человеке как можно больше. Портреты у Ф. М.
Достоевского одновременно схематичны и
символичны, они молниеносно выхватывают
главные детали. В портрете Раскольникова
нет ничего особенного, он красив, хорошо
сложен, высок, “с прекрасными темными
глазами”. Но при всей его схематичности
имеются яркие, выделяющиеся детали: одежда-рубище,
“слишком приметная шляпа” (как терновый
венец) — создают чуть ли не образ Христа,
восходящего на Голгофу. Красив и
Свидригайлов, но его лицо — это маска, губы
слишком алы для его возраста, глаза слишком
ярки. Такая красота завораживает,
Свидригайлов — это дьявол. Соня — полная его противоположность. Маленькая,
худенькая, в шляпе с пером.
Это образ ангела с голубыми глазами и
перьями, то есть крыльями за спиной. Она
похожа на pej бенка,
да и все любимые герои Достоевского похожи
на детей (Лизавета, Соня). Дети, по
Достоевскому, — Христов образ, в Библии
сказано: “Будьте как дети”. То есть будьте
негреховными существами. В душе таких людей,
как Соня, нет зла и греха, они несут в себе
добро и не могут лгать. Их можно, конечно,
считать резонерами, но это прежде всего
герои Федора Достоевского. Раскольников-теоретик
ничего не может ответить на отнюдь не
софистские, но тем не менее точные и верные
рассуждения Сони.



Речь героев
Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет.
Важна сама манера говорить, общаться между
собой и произносить внутренние монологи. Л.
Н. Толстой считал, что у Ф. М. Достоевского
все герои говорят одинаковым языком, не
передавая своих индивидуальных душевных
переживаний. Современный исследователь Ю. Ф.
Карякин спорит с этим утверждением. Тот
накал страстей, который выражается в этих
спорах, не оставляет места для
хладнокровного обдумывания. Все герои
высказывают самое важное, самое
сокровенное, самовыражаются на пределе,
кричат в исступлении или шепчут в
смертельном бреду последние признания. Что
может служить лучшей рекомендацией
искренности, чем состояние истерики, когда
открывается твой внутренний мир? В
кризисных ситуациях, во время скандала, в
напряженнейших эпизодах, следующих один за
другим, герои Достоевского выплескивают
все, что накипело в душе. (“Не слова —
судороги, слипшиеся комом”. В. Маяковский.)
В речи героев, всегда взволнованной,
невзначай проскальзывает то, что они больше
всего хотели бы скрыть, утаить от
окружающих. Этот прием, применяемый Ф. М.
Достоевским, — свидетельство глубочайшего
знания им человеческой природы.
Скрепленные ассоциативными связями, эти
намеки и оговорки как раз и выводят наружу
все тайное, на первый взгляд недоступное.
Иногда, напряженно думая о чем-то, герои
начинают раскладывать на отдельные слова
речь других персонажей, акцентируя свое
внимание на определенных словах-ассоциациях.
Наблюдая этот процесс, мы узнаем, например,
что же по-настоящему гнетет Раскольникова,
когда он из разговора Лизаветы и мещан
выделяет лишь слова “семь”, “в седьмом
часу”, “решайтесь, Ли-завета Ивановна”, “порешить”.
В конце концов эти слова в его воспаленном
сознании превращаются в слова “смерть”, “порешить”,
то есть убить. Что интересно: Порфирием
Петровичем, тонким психологом-криминалистом,
эти ассоциативные связи используются
сознательно в разговоре с Раскольниковым.
Он давит на сознание Раскольникова,
повторяя слова: “казенная квартира”, то
есть тюрьма, “порешить”, “обух”,
заставляя Раскольникова все более
волноваться и доводя наконец его до
конечной цели — признания.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  2. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...смотреть целиком
  3. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  4. Сравнение персонажей: Соня Мармеладова и Раскольников
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  5. Теория Родиона Раскольникова и её опровержение
    У каждого человека есть теория, по которой он живёт. Иногда оказывается, что сама теория интересна, но пути достижения цели не только совершенно не понятны, но ещё и каким-то образом влияют на других людей. Сразу же вспоминается теория Родиона Раскольникова,...смотреть целиком
  6. Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона
    Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова...смотреть целиком
  7. Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
    Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. А. С. Пушкин. Медный всадник Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой...смотреть целиком