Страница: [ 1 ]  2  3  

План сочинения
1. Вступление. Двуплановость повествования в романах Достоевского.
2. Основная часть. Психологизм Достоевского в романе.
- Острые сюжетные ходы как средство изображения душевной жизни героя.
- Портрет как средство передачи внутреннего облика героя. Первый портрет Раскольникова и его значение в романе
- Второй портрет Раскольникова и его значение.
- Портрет Сони Мармеладовой и его значение.
- Интерьер как средство раскрытия внутреннего облика героя.
- Психологизм пейзажа.
- Особенности пейзажей и интерьеров у Достоевского. Цветовая символика.
- Сны героев и их значение в романе.
- Роль системы персонажей в характеристике Раскольникова.
- Внутренний монолог и его значение в романе.
- Роль диалогов и авторских комментариев.
- «Принцип маятника» в изображении душевной жизни героя.
- Контраст трогательного и ужасного в романе.
- Синтез реального и мистического.
- Перебивка временных планов повествования.
3. Заключение. Своеобразие психологизма писателя.

Исследователи неоднократно отмечали художественное своеобразие романов Ф.М. Достоевского. У писателя выделяются два плана повествования: внешний – сюжетный и внутренний – психологический, исполненный глубинного философского и символического смысла, подтекста. И этот внутренний план, безусловно, доминирует в его романах, заслоняя собой бытовые подробности. При этом мы практически сливаемся с жизнью героя, почти физически ощущаем его боль, радость, страх. Какими же средствами писатель достигает подобного эффекта?
Попробуем проанализировать художественные приемы Достоевского в романе «Преступление и наказание». Все композиционные элементы романа: портреты, пейзажи, интерьер, бытовые детали, сны героев, диалоги и внутренние монологи – подчинены единой задаче: передаче внутреннего состояния героя, динамики его душевной жизни. Достоевский изображает своих героев в минуту крайнего душевного напряжения, мы видим его персонажей в состоянии бреда, слабоумия, болезни. В центре внимания писателя – потрясенная, разорванная психика. Точно так же и Раскольников, главный герой романа, полностью находится во власти своей идеи-страсти, фанатически следует за своей теорией. Как же писатель вводит нас в круг мыслей и чувств персонажа? Прежде всего, путем создания экстремальных ситуаций. Сами сюжетные ходы становятся у Достоевского средством раскрытия внутреннего мира героя. Такой ситуацией становится для Раскольникова незапланированное убийство Лизаветы, неожиданный приход к убитой Алене Ивановне посетителей.
Другое средство обрисовки внутреннего мира персонажа – портрет. При этом Достоевский использует принцип двукратного портретирования. Большие, подробные портреты персонажей писатель создает дважды. Другие описания внешности героев в романе – лишь фиксация их ощущений и состояний. Суть двукратного портретирования состоит в том, что первый портрет героя представляет собой поверхностное описание его внешности, это как будто взгляд незнакомого человека со стороны. Второй портрет героя открывает уже его внутреннюю сущность. Так, в начале романа Достоевский дает нам первый портрет Раскольникова. О нем сказано, что он «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Характерно, что в описании внешности героя нет никаких дегенеративных, порочных черт. Иногда в этом портрете исследователи отмечают свойственное Достоевскому-художнику стремление к контрасту внешнего и внутреннего, желание подчеркнуть двойственную природу человека. Действительно, в философии писателя эта мысль о двойственности человеческой природы занимала значительное место. Человек, по мнению Достоевского, греховен по природе своей, добро сосуществует в душе его вместе со злом. Внешнее уродство зачастую оборачивается в героях писателя внутренней красотой (Лизавета), под внешней же привлекательностью может скрываться убийца. Однако думается, мысль Достоевского здесь более глубока. Изначально, по природе своей, Раскольников – не убийца. Недаром затем писатель упоминает о его «детской улыбке». В натуре героя были черты, свойственные детям: безрассудство, впечатлительность, искренность, способность к иррациональным поступкам. Однако фанатизм, идеи, полностью подчинившие себе сознание, могут поставить нормального, доброго человека на грань добра и зла. Кроме того, в портрете Раскольникова автор подчеркивает его ужасающую бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Здесь характерен контраст между внешностью героя и его костюмом.
Второй подробный портрет Раскольникова Достоевский рисует уже после совершения им убийства Алены Ивановны и Лизаветы. Характерно, что здесь он изображен во время встречи с родными. «Раскольников был почти здоров… только был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу…и какое-то беспокойство изредка проявлялось в его движениях». Бледное и угрюмое лицо Родиона «озарилось на мгновение как бы светом, когда вошли мать и сестра, но это прибавило только к выражению его вместо прежней тоскливой рассеянности, как бы более сосредоточенной муки. Свет померк скоро, но мука осталась…» Инстинктивно Раскольников радуется встрече с матерью и сестрой (об этом говорит свет, озаривший лицо его), однако он тут же вспоминает о своем положении и понимает, что теперь ему недоступна обычная радость родственного участия и любви, как и многое другое в жизни. Именно поэтому свет в лице его быстро меркнет, а мука остается.
Других подробных описаний внешности Раскольникова мы в романе не имеем. Достоевский лишь отмечает весь спектр ощущений, состояний героя, изменения его движений, походки. Так, после первого посещения Родионом Алены Ивановны его охватывает «чувство бесконечного отвращения». «Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже на следующей улице». После разговора с Мармеладовым и чтения письма от матери Раскольников вновь думает об убийстве старухи-процентщицы. Мысль эта «теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом виде…». Достоевский предельно кратко описывает состояние своего героя, практически не давая его портрета: «Ему стукнуло в голову и потемнело в глазах».
Принцип двукратного портретирования использует Достоевский и при создании образа Сони Мармеладовой. В первом описании ее мы видим лишь молоденькую девочку, род занятий которой вполне определенен. «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… Наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью; – шелковое цветное платье «с длиннейшим и смешным хвостом; светлые ботинки, зонтик, смешная соломенная шляпка с ярким огненного цвета пером». Совсем иной предстает Соня, когда она приходит к Раскольникову: «У нее худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях». Характерно, насколько различны эти два Сониных портрета. Если в первом она – довольно хорошенькая, то во втором Достоевский замечает, что ее нельзя было назвать хорошенькой. Эти два противоречащихдруг другу авторских замечания весьма многозначительны.


Страница: [ 1 ]  2  3  

Похожие сочинения

  1. Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»
    Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...смотреть целиком
  2. Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной
    Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...смотреть целиком
  3. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  4. Правда Сони Мармеладовой
    «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности...смотреть целиком
  5. В чем секрет актуальности романа
    Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Автор талантливо отразил потрясения и терзания главных героев, которые не могут не взволновать человека. В центре внимания Достоевского — жуткая...смотреть целиком
  6. Основные идеи романа «Преступление и наказание»
    Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия» жизни России 60-х годов, книга великой...смотреть целиком
  7. "Шаги" Раскольникова к преступлению  Новое!
    Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион Раскольников - главный герой романа...смотреть целиком