Федор Михайлович Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» мастерски использует новаторские приёмы раскрытия характера, умело сочетая их с уже известными средствами (портрет, пейзаж, речь). Роман «Преступление и наказание» — это «психологический отчёт об одном преступлении», как говорил о своём произведении сам автор.

Ф. М. Достоевский — тонкий знаток души, он глубоко проник в сложный и непонятный мир человеческих взаимоотношений, людских страстей, во внутренний мир человека. На страницах его романа перед нами раскрывается человеческая душа в развитии. Здесь Достоевский выступает как новатор, он оставляет своего героя наедине со своей совестью, свободой выбора, самим собой.

Портреты героев, данные Достоевским в романе, несут максимальную информацию об их характере, поступках. Большую роль в романе играют взаимохарактеристики героев, авторская оценка.

Раскольникова автор наделил прекрасной внешностью. Он красив, хорошо сложен, высок, «с прекрасными тёмными глазами». Но вместе с тем одет он был в лохмотья, среди которых страшнее и приметнее всего, пожалуй, была шляпа. «Он был до того худо одет, что иной ... посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». Главный герой не обращает внимания на свою одежду, его не интересует быт, обстановка. С самых первых страниц романа мы видим, что Родион Раскольников — мономан, он захвачен странными идеями, популярными в обществе, — социалистической теорией.

Речь героев Достоевского более важна, чем портрет. Большую роль играет манера общения героев романа между собой и произношения внутренних монологов. Все герои, а особенно Раскольников, ведут себя очень эмоционально, высказывают самое важное, самое сокровенное, кричат в исступлении или шепчут последние признания. В романе очень много кризисных ситуаций, скандалов, словесных перепалок, в которых и раскрывается характер героев. В речи Родиона Раскольникова, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что он больше всего хотел бы скрыть, утаить от окружающих. Намёки и оговорки как раз и выводят наружу всё тайное, на первый взгляд недоступное. Это использует хитрый Порфирий Петрович, который постоянно давит на психику Раскольникова, заставляя в конце концов его признаться.
Немаловажную роль в раскрытии характера главного героя играет его характеристика со стороны других героев. Так, например, Свидригайлов видит в Родионе Романовиче натуру неординарную, непохожую на всех остальных. А Порфирий Петрович считает его «наиблагороднейшим человеком, даже с зачатками великодушия».

Не скрывает Достоевский и своего собственного отношения к героям. К Родиону Романовичу у писателя двойственное отношение. Он резко осуждает теорию Раскольникова, его увлечения «недоконченными» социалистическими идеями, которые оказывают тлетворное влияние на общество. Но в то же время Достоевский ценит сердце в своём герое. В Раскольникова, как и во все других персонажах романа, автор видит божеское начало, он верит в каждого человека. Достоевский утверждает, что никакая каторга и никакое наказание не исправят человека и не вернут его к жизни, если сам человек не раскается в своих поступках. Раскольникову раскаяться помогает Соня и сон, который он видит на каторге и который заставпяет его прозреть и многое переосмыслить в этом мире.

О снах в романе «Преступление и наказание» следует сказать особо. Они также помогают нам понять процессы, происходящие в душе героя, его внутренний мир. Сон Раскольникова о лошадке. символичен. Ему жалко савраску, т. е. жалко ему фактически себя. Сон — это предсказание будущего Раскольникова. Следующий сон Родиона Романовича тоже о насилии, ему снится, что убивают его квартирную хозяйку. «Это кровь в тебе кричит», — говорит Настасья во сне. Она совершенно точно определила природу его бредовых видений.




В раскрытии характеров героев большую роль играет также пейзаж. Писатель мало описывает природу, но в его произведении происходит слияние пейзажа мира с пейзажем души. Основной пейзаж Достоевского — Петербург, его красоты, люди и вся атмосфера города, буквально пропитанная «новейшими» социалистическими идеями, которыми и заразился Раскольников.

Состояние его души сопоставимо с теми местами в Петербурге, где он любит бывать и обычно проводит своё время.

Помогают проникнуть во внутренний мир героев и такие приёмы, как письма, записки. Читая их, мы как бы находимся наедине с героем, что не оставляет причин сомневаться в искренности персонажей.

Немаловажную роль в раскрытии характеров героев в романе играют их фамилии. Мармеладов, Свидригайлов, Лужин, Лебезятнрков — всё это говорящие фамилии, которые очень метко характеризуют героев. Фамилия Раскольников тоже не случайная. Родион Романович — фактически раскольник, будто ножницами отрезавший себя от окружающих людей, которых он презирает, причисляя себя к «наполеонам».

И, наконец, одним из способов проникновения во внутренний мир героя является сама композиция произведения: сближение по сходству и контрасту отдельных эпизодов, сцен, дублирование сюжетных ситуаций (с привлечением библейских легенд, притч и других вставных эпизодов). В романе очень много параллелей. Помимо сходных эпизодов, сцен, произведение насыщено похожими героями — двойниками.

У Раскольникова множество двойников. Порфирий Петрович, Свидригайлов, Никопка, Разумихин — вот лишь часть из них. Все они помогают лучше понять характер главного героя, и все они, по сути, являются разными гранями его души.

Рассматривая различные приёмы проникновения в душу человека, мы всё больше и больше убеждаемся, что Ф. М. Достоевский — тонкий психолог человеческой души. Его всегда интересовали люди громадных идей и страстей, к числу которых и относится Родион Раскольников.