«Преступление и наказание» — это психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания. Главный герой книги — добрый, умный, страдающий человек, вынужденный вести нищенское существование. Он не обычный преступник, он—создатель философской концепции «разделения людей на обыкновенных и необыкновенных». В уме человека, придавленного невыносимой действительностью, родилась чудовищная теория преступления. В ее оправдании, постепенном утверждении в сознании, и, наконец, осуществлении, заключается нравственное падение Родиона Раскольникова.

Запертый в своей каморке-гробу, выброшенный из жизни человек пытается как-то связать идеалистические стремления человека, его положительные стремления и цинизм окружающей действительности. Принцип разделения людей на 2 разряда не нов и литературе и в жизни.

Яркая звезда Напопеона, блеснувшая и погасшая в течение I четверти XIX в., взбудоражила не одно поколение людей во всем мире. Его эполеты, треуголку и философию примерял на себя чуть ли не каждый представитель молодого поколения. Тот факт, что людей, «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово», находилось не так уж много, и им принадлежало право устанавливать новые общественные законы, обладал невероятной притягательной силой воздействия на молодежь. Встреча в трактире с Мармеладовым, его рассказ о Сонечке, ее сознательное принесение себя в жертву семье, встреча с пьяной обесчещенной девочкой и, наконец, сообщение матери о событиях, связанных с сестрой Дунечкой, подталкивают философские метания Раскольникова к их логическому завершению. Стремление во что бы то ни стало изменить жизнь, прервать, наконец, беспрерывный поток несчастий и унижений, вызывают его окончательное решение в пользу своего несомненного права на претворение собственной теории в практику. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться хоть на что-нибудь, или... «Или отказаться от жизни совсем!— вскричал он вдруг в исступлении, — послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить».

Герой производит чудовищный «эксперимент», который должен решить: кто такой он сам, может ли он «преступить принцип», является ли он необыкновенным, избранным, способным без каких бы то ни было укоров совести совершить все, что требуется для владычества, для успеха в том обществе, в котором он живет, — в том числе, и любые преступления?



* Самое интересное: Раскольников, наученный жизнью, прекрасно понимает, что залечить ее язвы, возродить нравственное совершенство человека, снять остроту социальных проблем не в состоянии даже самый изощренный разум. «Так доселе велось и так всегда будет!» Отчаяние от сознания собственного бессилия приводит к появлению устойчивой мысли о необходимости подняться над повседневностью, стать выше его морали, освободиться от паутины ежедневных проблем, оторваться от всего земного. Это по плечу только необыкновенным людям. Стать выше и вне этого безумного мира может только настоящий человек, обладающий чувством настоящей свободы. Заметим, что ответственность за проявление этого бунта, неприятия жизни Раскольников накладывает только на себя. Два варианта выхода из создавшегося тупика не устраивают его: ни послушание, ни униженность. Он выбирает бунт и пытается оправдать существование этой возможности. Прежде всего, перед собой. Убийство именно старухи-процентщицы не имеет никакой ценности и не несет смысловой нагрузки. Это мог быть какой-то другой объект: ростовщик, купец, торговый посредник. Не в этом дело. Раскольников пытается разрешить раз и навсегда вопрос о наличии или отсутствии у себя именно способности к совершению преступления..

Наказание, последовавшее вслед за преступлением, заключено уже в самом преступлении, в нравственной пытке, более тягостной, чем каторга или тюрьма. Невыносимые нравственные страдания, преследующие его ежеминутно, основаны, прежде всего, на осознании бесперспективности разработанной им теории, бессмысленности совершенного преступления, страхе ожидания наказания и возникшего на этом фоне морального кризиса главного героя. Вся его жизнь превращается в непрерывную пытку. Борьба Раскольникова за возможность чувствовать себя человеком-— это борьба против самого себя, против своей совести. Это и есть наказание за преступление.В этой странной внутренней драме Раскольникова заключается для него и наказание за совершенное преступление, и начало его нравственного возрождения. Он осознает ложность своей теории, которая привела его не к власти, не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, духовной смерти. Путь к свету и радости открыла ему любовь Сони. Она призвала его к христианскому смирению, к искуплению своей вины. Сила ее любви помогает Раскольникову преодолеть самого себя, найти душевное успокоение.

Трагические события романа совершались на фоне мрачного городского пейзажа, в темных углах, в грязных распивочных. В иной обстановке происходит сцена свидания Раскольникова с Соней, когда душа его окончательно подготовлена к впечатлениям новой жизни. Он смотрит на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Кочевые юрты, залитые ярким, палящим солнцем, новые люди, новые понятия символизируют в романе наступление новой жизни, влекущей своей оригинальностью и непохожестью на прежнюю.

В финале романа «убийца и блудница» пробуждаются для новой жизни. «Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  2. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...смотреть целиком
  3. Смысл названия романа "Преступление и наказание"
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,...смотреть целиком
  4. Сонечка, вечная Сонечка пока мир стоит (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....смотреть целиком
  5. Сонечка Мармеладова
    «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый...смотреть целиком
  6. «Петербургские углы» в описании Достоевским
    Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя «маленького человека». Протест против социальной несправедливости, против...смотреть целиком
  7. Смерть Мармеладова
    Смерти Маремеладова посвящена целая глава романа, что говорит о значимости данного эпизода. Это происшествие вполне можно считать маленьким произведением или этюдом, в котором описывается смерть бедного человека. В первую очередь Достоевский представляет...смотреть целиком