Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать
свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством, часто
определяло тему и направление произведения автора. В «Переступлении и наказании» защита социального достоинства
«маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не
только против социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая способна помочь людям
сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.
Раскольников и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот мир представлен и другими
персонажими в романе : девушкой, встреченной на бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой,
многочисленными обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в романе, становится
засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили клячу!» - кричит, умирая, Катерина Ивановна.
Справедливости и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа. Справедливость они видят в том,
чтобы занять в обществе положение, соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег они
обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму,
по культуре, по способностям, по образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима, чтобы
уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная
хозяйка, с нескрываемым презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать себя
неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником мучительных переживаний сестры Раскольникова.
Бедность всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать и купить. В романе
Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность. Именно купить себе жену пытается Лужин, а Свидригайлову это
удаётся. Как на вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого достоинства.
И всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть одиночества. Право на
сочувствие, на понимание и поддержку дороже для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу»,
если рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужаснищеты в том, что она остовляет человека один на один со
своими страданями. Жизнь каждого из «униженных» героев романа – это существование у последней черты. Каждому особо
необходима моральная поддержка, человек, готовый готовый разделить с ним тяжесть испытываемых переживаний. Но хохотом
встречают посетители трактира исповедь Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет
взаимного понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую судьбу. Возмущённые высказывания
Разумихина о теориях социалистов, сатирический образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к
революционерам. Для Достоевского было неприемлимо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе судьбой
Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить в себе чувство неразделимой связи с другими
страдающими людьми стала залогом его нравственного преображения.
В символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, - это сострадание. Чувство близости чужого
горя. Искренний порыв сердца сильнее и чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании»,
немало примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного сочувствия. Раскольников помогает семье
Мармеладовых, городовой – девушке на бульваре, раскаявшийся Свидригайлов – детям Катерины Ивановны. Даже Лебезятников не
выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.
Добро неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно, что сила сочувствия, жалости,
чувство единства в страдании и совершают в конце романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского
это чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к страдающему человеку. Красота
человеческой души была для автора «Преступл!
ения и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственой гибели.