Роман Ф.М.
«Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление
и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и
безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
знаменитый Невский проспект, ведь обездоленные живут в трущобах. Петербург Достоевского не похож на гордый и
прекрасный «град Петров», о котором пишет Пушкин.Вот один из сумеречных пейзажей. Получив от Алены Ивановны
деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, духота
«и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно в пять минут сделаться
пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой нищетой и пьянством: «А коли не к кому,
коли пойти больше некуда?» Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в смрад
распивочных.Беднота в романе, если у нее есть средства, живет в доходных домах. Вот дом Козеля, где живут
Мармеладовы. Маленькая закопченная дверь вела в комнату десяти шагов длиной. По всей комнате разбросано
детское белье, озаряемое огарком свечи. Обстановка комнаты очень бедная: два стула, ободранный диван,
некрашеный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней. Удел «маленьких» людей, обитающих в
подобных квартирах, — вечная нищета.Один из самых ярких образов униженных людей — Катерина Ивановна, жена
Мармеладова. Достоевский рисует нам «ужасно похудевшую» женщину со следами былой красоты. Она постоянно
кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети Катерины Ивановны — это ее страдание, потому что она бессильна им
помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит ее спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись
головой в диван». Самой старшей девочке девять лет. Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что
может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. Соня Мармеладова во имя них «продала» себя, но не намного
лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая из-за брата и матери выходит замуж на господина Лужина.
Женщина, чем-то похожая на Катерину Ивановну, бросается с моста в реку. А сама Катерина Ивановна живет лишь
воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании
золотую медаль. Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к
себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет
детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих
ее, за то, что они ничего не подают. Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлебываясь
кровью, и в исступлении бросает вызов Богу. Отказываясь от священника, она говорит: «Бог и без того должен
простить... Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!..»Раскольников жалеет и понимает людей,
которые попали в беду. Он дает деньги семье Мармеладова, хотя сам не намного богаче их, защищает униженную
девочку, не принимает поступок своей сестры, выходящий замуж во многом, чтобы помочь своему брату. Именно
из-за таких людей, униженных и оскорбленных, он совершает свое преступление. Но Достоевский показывает, что,
убивая одного человека, не поможешь ты и другим. Ведь Раскольников, убивая старуху, убивает ее бедную сестру,
кроткую и несчастную женщину. Да, горестная картина жизни «униженных и оскорбленных» предстает перед нами в
романе «Преступление и наказание». В этом произведении показывается масса обездоленных людей, на долю которых
выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не
нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского.
Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.
Несмотря на то, что роман Ф.М. Достоевского написан более 130 лет назад, проблемы «униженных и оскорбленных»
существуют в России до сих пор, я думаю, что в России сейчас найдется много людей, влачащих такое же жалкое
существование, как главные герои романа «Преступление и наказание».


Похожие сочинения

  1. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  2. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова
    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Раскольниковой Пульхерии Александровны  Новое!
    Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй,...смотреть целиком
  4. Мир "униженных и оскорбленных" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
    Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что...смотреть целиком
  5. Образ Лужина
    Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Достоевский в...смотреть целиком
  6. Может ли быть, чтоб все были несчастны, разве это справедливость? (образ Раскольникова)
    Достоевскому образ Раскольникова не дался сразу, не удавалось ему сразу найти центр тяжести, который сумел бы удержать в единстве и некотором, пусть непостоянном, равновесии противоборствующие друг другу мысли и настроения, обуревавшие его героя. А ему...смотреть целиком
  7. Среда, из которой вышел Раскольников
    С превращением Достоевского в общекультурную моду наших дней количество публикаций бурно возросло, но в то же время их тематика приняла центробежный характер: все больше просто литераторов, любящих Достоевского, занимаются астными проблемами его творчества,...смотреть целиком