У каждого человека есть теория, по которой он живёт. Иногда оказывается, что сама теория интересна, но пути достижения цели не только совершенно не понятны, но ещё и каким-то образом влияют на других людей. Сразу же вспоминается теория Родиона Раскольникова, героя «Преступления и наказания» Фёдора Михайловича Достоевского. Почему же именно его теория, рассматриваемая в этом романе, стала такой обсуждаемой в кругах критиков и читателей? Не из-за того ли, что именно в этом произведении показано, насколько губительны бывают принципы и на сколько легко опровергнуть теорию такого рода?
А теория Раскольникова, собственно, состояла из нескольких аспектов. Например, одно из положений заключалось в том, что он делил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» и стремился подняться выше по своей двухступенчатой лестнице классов. Но существуют различные способы достижения этой цели, а Раскольников выбирает никому непонятный, кроме того, губительный для многих путь убийства, воровства. Чтобы самому выбраться из нищеты, он не нашёл сил, решил, что, убив старуху-процентщицу и взяв у неё деньги, он станет богатым и, наконец, будет «необыкновенным». Этим самым он уже обрекает на провал свою теорию, он не имел права убивать ради своей карьеры и желания помочь людям. И автор не случайно даёт нам понять это, рассказывая о мучениях Раскольникова, ведь Родион не только не облегчил свою жизнь, но ещё и доставил страдания близким. Единственный выход для него – признание. Где же его теория? Он сам признаёт, что не стал тем «необыкновенным», но ещё и называет себя «эстетической вошью». Его теория интересна, но зачем же Раскольников ставит себя наравне с Лужиным и Свидригайловым, которые являются его двойниками по теории. Достоевский явно опровергает такое положение теории, как деление на «низших» и «высших», показывая плачевные результаты действий Родиона. Также большое значение играет роль Порфирия Петровича. Он против раскольниковской теории, более того, он рушит её. Достаточно обоснованы и ясны его вопросы: «…чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных», «…много таких людей, которые других-то резать право имеют…?».
Согласно теории Раскольникова, тот, кто выше стоит, имеет право на убийство во благо полезного дела, но Раскольников-то сам же и опровергнул это положение, сказав, что не принадлежит к «необыкновенным». Какое же право он имел убивать? Кроме того, по его теории, «высших» всегда «казнят и вешают», почему ж тогда он не учёл для себя этого?
Также для опровержения теории Раскольникова даны Лужин и Свидригайлов. Это люди, занимающие хорошее положение в обществе, но добились этого не путём преступления, но в то же время павшие низко. Они не опровергают теорию, они опровергают пути достижения. Сам Свидригайлов говорит: «Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало, в своё удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку!». А ведь все герои произведения – совесть Раскольникова. Всё это заставляет Родиона отказаться от своей теории, которая «в бессонные ночи и в исступлении… замышлялась, с подыманием и стуканием сердца…"
Можно сказать, что само действие романа рождает теорию в голове Раскольникова и мучительно разрушает её в глазах героя и читателей. Родион был утомлён. На него давила вся картина жизни перед его глазами. Оттого он и не смог до конца осмыслить свою теорию.
"Глубочайшее извращение нравственног

Похожие сочинения

  1. Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова
    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...смотреть целиком
  2. "Преступление и наказание" — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...смотреть целиком
  3. Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной
    Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...смотреть целиком
  4. Характер социального протеста и проблема преобразования жизни в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
    В романе Достоевский показал потрясающие душу, страшные картины мучительной жизни народных масс, безмерные страдания простых людей, задавленных волчьими законами капиталистического общества (семья Мармеладовых). Где же путь к счастью, как народу избавиться...смотреть целиком
  5. "Образ желтого Петербурга" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы...смотреть целиком
  6. Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    ...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых...смотреть целиком
  7. Я дитя своего века
    Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский». Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю,...смотреть целиком