«Люди так глупы» ведь так рассуждал и герой Достоевского. Раскольников постоянно огорчается и возмущается глупостью большинства, не понимающего своего положения, не ищущего путей к избавлению от своих тягот, «подло» притерпевшегося к существующему несправедливому порядку. Но Раскольников ближе к Варфоломею Зайцеву, чем к Белинскому. Белинский имел в виду насилие над тысячами, сопротивляющимися счастью миллионов. Белинский размышлял о диктатуре революционного меньшинства якобинского типа, Зайцев предлагал диктатуру кучки заговорщиков. У Белинского острие диктатуры направлено против владык старого мира, против переживших себя господствующих классов, у Зайцева - против «глупого» народа, который сам по себе не станет «умным».

Раскольников утрирует даже Зайцева, он заменяет группу победивших заговорщиков диктатурой Единственного, обладающего властью Наполеона, насилием и кровью, «посохом железным» подгоняющим стадо овец, людскую несчастную массу к предписанному ей счастью. Только в этом единственном, но зато «благодетельном» и грандиозно-всеобъемлющем «случае» Раскольников оправдывает и преступление, и насилие, и кровь. Он готов к вечной войне, против масс и личностей, против коллективов и отдельных людей, пока не осуществится идеал. Раскольников требует сразу «весь капитал», но, оказывается, вовсе не для себя одного. Он заранее знает, что Наполеон в чистом виде - тоже враг справедливости, ему нужна всеобъемлющая наполеоновская власть для осуществления всеобъемлющего полного счастья всех.

Раскольников за свою недолгую жизнь много и напряженно думал, все искал и искал выхода для человечества и все примеривался к своей роли в нем.

В черновых тетрадях Достоевский обозначил искания своего героя словом «странствования». Странствования- это и скитания по Петербургу, и бесконечные размышления в те длинные бродяжнические часы, в течение которых Раскольников скользил невидящими глазами по домам и прохожим и не слышал немолчно раздававшегося вокруг него городского шума. Ненависть и презрение к людям сменяются у него воспоминаниями об истязаемой лошади, об обидах, которые незаслуженно претерпевают бедные, женщины, дети, о письме матери, о девушке, преследуемой франтом. Нелюбовь к человечеству вдруг формулируется им как «неприятности», как огорчения, на которых нельзя заканчивать бег своих неотвязных дум, «и вдруг идея о старухе, не то чтобы совсем нечаянно, ибо надо признаться, что она была давно, но теперь она в первый раз сложилась в форме полной и отчетливой».

В окончательном тексте романа Раскольников снова подчеркивает, что сложившаяся в его душе полная и отчетливая идея возникает в истории человечества в первый раз, что ни прежде, ни в современности никто не «догадался» о том, о чем он «догадался». «У меня только одна мысль выдумалась в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто!» Никто! Это восклицание, эта особенность самосознания Раскольникова чрезвычайно правдивы психологически и чрезвычайно убедительны художественно.





Но «догадка» Раскольникова не является результатом голой выдумки. Она росла из воздуха эпохи, к ней подбирались разные люди с разных сторон. Еще Байрон сожалел, что Наполеон, великий и несчастный властелин, властелин-обманщик, использовал возложенную на него провиденциальную м

Похожие сочинения

  1. Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова
    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...смотреть целиком
  2. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  3. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова
    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...смотреть целиком
  4. «Обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников
    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. \"Гениальность Достоевского, - писал М. Горький, - неоспорима, по силе изобразительности...смотреть целиком
  5. В чем секрет актуальности романа
    Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Автор талантливо отразил потрясения и терзания главных героев, которые не могут не взволновать человека. В центре внимания Достоевского — жуткая...смотреть целиком
  6. Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
    Я намеренно не называю его моим любимым произведением, потому что на чтение книг Достоевского сердце любого нормального человека отзывается болью и состраданием, а любить боль как-то не совсем естественно. Но я хотел бы отметить другую особенность романа...смотреть целиком