Петербург — один из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ важен не только для понимания самого романа, но и всего творчества великого русского писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург. Город — это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное «действующее лицо». Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий. «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Все действие романа происходит в той части Петербурга, где жила беднота. Это город, в котором на каждом шагу распивочные, зазывающие к себе бедняков, чтобы залить горе, пьяные толпы на улицах города, женщины, бросающиеся с моста в воду, проститутки, это страшное царство нищеты, бесправия, самых различных болезней. Только в таких условиях могла родиться бесчеловечная теория.

Но прежде всего Петербург— это место действия, где разворачиваются события. С одной стороны, Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период. У романа есть отличительная особенность: поразительная точность, достоверность в изображении города (практически каждое действие описывается в мельчайших деталях), упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга — города на Неве. Это создает эффект сопричастности происходящему, вызывает ощущение реальности. Даже жара и духота исторически верны, потому что современники отличали необычайную жару в Петербурге летом 1865 г. С другой стороны, автор создает странную и загадочную атмосферу полуяви, и, следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ. Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества, находящегося здесь. Духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Они мечутся по городу и не могут убежать от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа. Это ощущение духоты приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова произносят и Свидригайлов, и Порфирий Петрович — слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с... прежде всего!» Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом».

Вместе с описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно.
«На аршине пространства» живут и другие герои романа: Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня. Это самые «униженные и оскорбленные герои в романе. А Лизавета, самое беззащитное и забитое существо, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой. Теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане.

Еще один мотив, который постоянно выделяет

Похожие сочинения

  1. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...смотреть целиком
  2. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  3. "Преступление и наказание" — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...смотреть целиком
  4. Сравнение персонажей: Соня Мармеладова и Раскольников
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  5. Мир "униженных и оскорбленных" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
    Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что...смотреть целиком
  6. Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) — сестра Раскольникова
    Гордая и благородная девушка. "Замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, само уверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на...смотреть целиком
  7. РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (По роману Достоевского "Преступление и наказание")
    Как полюбить братьев, как полюбить людей? Н.В. ГогольСреди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских...смотреть целиком