Внутренний мир и судьба героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — Родиона Раскольникова — явились отражением самых острых конфликтов, присущих жизни русского общества 60-х годов XIX века. Именно эти конфликты обусловили трагическое мировосприятие героя, раздвоенность его сознания, раскол с самим собой, столкновение в его душе добра и зла, любви и ненависти.

Раскольников предстает перед нами гордым, мыслящим, талантливым, самолюбивым человеком, который глубоко переживает социальную несправедливость, испытывает боль за других людей. Автор последовательно раскрывает картины унижения человека бедностью, равнодушием, поругания его чести и достоинства. Все это вызывает гнев и озлобление в душе героя, ненависть к подлому устройству мира, ввергает его в раздумья и сомнения, заставляет искать выход. Сострадание или бунт, протест против зла — вот основная проблема в жизни Раскольникова. К сожалению, выход из сложившейся ситуации он видит лишь в анархическом бунте.

Сталкиваясь на своем пути со страшным миром бездушных и самодовольных стяжателей, эгоистов, циников и с их беззащитными жертвами, Родион постепенно обдумывает и формулирует свою идею. В начале это лишь разрозненные суждения, раздумья о предрассудках и страхе людей перед «собственным новым словом», которое со временем перерастает в его «странную мысль». В конечном итоге, отдельные наблюдения и заключения выстраиваются в стройную систему, обретая очертания целой философии. Родион приходит к выводу, что в мире существуют два разряда людей: те, кто покорно и привычно подчиняются установленному порядку, и те, которые могут нарушать общепринятые нормы, не останавливаясь даже перед преступлением. Именно ко второй группе относится кумир Раскольникова — не знающий сомнений «властелин». И герой склонен самого себя считать «кандидатом в Наполеоны». Однако ему нужно убедиться в этом, проверить правильность своей идеи. И свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он рассматривает именно как «пробу», стремясь узнать, сможет ли он преступить нравственный закон, позволено ли ему безнаказанно пролить кровь. И он находит себе оправдание: его преступление служит благородной цели — помочь десяткам, сотням обездоленных бедняков: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен...».

Преступление Раскольникова является следствием его идеи, которая возникла в его смятенном сознании под влиянием внешних жизненных обстоятельств. Он становится свидетелем безысходности и отчаяния Мармеладова, слышит его рассказ о трагической судьбе Сони, которая ради спасения близких вынуждена продавать себя, видит мучения маленьких детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью. Он узнает о позоре своей сестры, готовой пожертвовать собой, став женой дельца Лужина. Перед ним остро встает вопрос «что делать?» Ему во что бы то ни стало нужно найти выход из того социального тупика, в который он попал, необходимо предпринять какие-то действия.

Автор показывает, как «идея» Раскольникова постепенно становится его страстью. Она — настоящий идол его жизни, ею он живет, ради нее совершает свой страшный «эксперимент». Однако ложная идея не может служить основой по-настоящему значительной и цельной личности. Именно поэтому наступает внутренний раскол в душе героя. Эта «идея» порабощает его сознание, мешая ему отличить явь от бреда. Она разрушает все внутренние устои в его душе: прежде чем пролить кровь старухи-процентщицы, он не раз пролил ее мысленно. Таким образом, разрушение его души наступило намного раньше совершенного преступления. Взбунтовавшись против мирового порядка, герой отвергает веру в «божий промысел», а вместе с ним и совесть как предрассудок, «напущенный страх». По его мнению, для человека «необыкновенного» не существует нравственных преград, устоев. Они священны только для людей второго сорта, призванных быть покорными и терпеть.

Совершив задуманное, Раскольников не находит удовлетворения. Он вовсе не освобожден от терзаний рассудка и души. Он постепенно отстраняется от людей, от жизни, загоняя самого себя в тупик, из которого для него уже нет выхода. Протестуя против основ буржуазного общества, герой принимает философию этого общества. Его идеи, его теории порождены тем же буржуазным миром, против которого он восстает. Следовательно бунт его оказывается бесплодным и бесперспективным. Так терпят крушение все логические построения Родиона. Он не принял в расчет сопротивление человеческой натуры. И за это жестоко наказан. Но наказание для героя наступает даже не после преступления, а значительно раньше. Оно начинается еще с момента зарождения «безобразной мечты» и состоит в постоянной нравственной тревоге, в мучениях совести.

На примере Родиона Раскольникова Достоевский всесторонне показал губительное воздействие ложной, буржуазно-индивидуалистической идеи на сознание человека. Так общечеловеческая проблема, возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение, закономерно приведя к преступлению. Таким образом, «идея» оказалась таким же важным фактором формирования характера человека, как и привычная «среда».

Похожие сочинения

  1. Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни...смотреть целиком
  2. Анализ роли эпизода "Первый сон Раскольникова"
    Известно, что, работая над романом "Преступление и наказание", Ф.М. Достоевский не сразу определил внутренние движущие силы личности Раскольникова. В соответствии с первоначальным замыслом, как свидетельствует сам автор в письме к Каткову,...смотреть целиком
  3. В чем преступление и наказание Родиона Раскольникова
    Арифметика теории против живой жизни В 1866 году был напечатан роман Достоевского «Преступление и наказание» – роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений; роман о «современном герое, вместившем...смотреть целиком
  4. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  5. «Презирать суд людей не трудно презирать суд собственный невозможно…» (По пьесе Островского «Гроза» и роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Людской суд. Осуждение, непонимание, отчуждение… Как все это выдержать? Да, нелегко, но человек может многое пережить, через многое переступить. Через многое… но есть в человек неодолимое чувство. Имя ему — совесть. Кант называл это чувство «нравственным...смотреть целиком
  6. Мерила правды и разума в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом,...смотреть целиком
  7. Образ города, как соучастника преступления Раскольникова   Новое!
    Федор Михайлович Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60-е годы, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху. В нем он отразил на примере Родиона Раскольникова, как человек может пойти на крайность, какие причины толкают людей...смотреть целиком