Страница: [ 1 ]  2  

Образ Петербурга занимает важное место в творчестве многих выдающихся писателей, но каждый из них представлял себе этот город по-своему. Петербург ослепительных дворцов, оплот монархии, символ Петровской эпохи воспевал Пушкин («Медный всадник»). Правда у Пушкина столица России еще не сформировалась как самостоятельный герой. Петербург служил лишь фоном, на котором разворачиваются события пушкинских произведений. Гораздо дальше в этом плане пошел Н.В. Гоголь. Роль Петербурга стала куда более важной, нежели у Пушкина. У Гоголя даже есть цикл, носящий название этого города - «Петербургские повести», который открывается повестью «Невский проспект». В этой повести главным героем становится именно этот важнейший на то время проспект в Петербурге, он живет своей жизнью. Петербург Ф.М. Достоевского, о котором пойдет речь в этой работе, наиболее близок к гоголевскому и некрасовскому, даже к последнему в большей степени. Некрасов описывает Петербург как вечнотемный город, являющийся причиной всех несчастий своих жителей, которые вынуждены подчиняться ему. Петербург А. Белого является еще более «страшным», но конкретно о нем речь пойдет позже.

Петербург является неотъемлемым героем большинства произведений Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Идиот» и т.д.). Его Петербург двойствен: есть Петербург дворцов и палат, созданный известнейшими архитекторами, и есть Петербург трущоб и распивочных с липкими столиками, где скрываются человеческие несчастья. Правда и дворцам автор уделил не много внимания. О «Петербурге №1» говорится как бы вскользь и далеко не лестно: «Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывался лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Следует заметить, что на этом описание «Петербурга №1» в «Преступлении и наказании» заканчивается. Рядом с этим великолепием описываются узкие грязные улочки, темные, залитые помоями лестницы и незамысловатое убранство распивочных. В том же духе описывается комната Родиона Романовича Раскольникова. С самого начала говорится, что она похожа на шкаф, Пульхерия Александровна называет ее гробом, Разумихин - морской каютой, а сам Раскольников - конурой. И действительно: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими (NB), пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука».

Кстати, знак NB в предыдущей цитате не случаен. Желтый цвет занимает важное место в образе Петербурга Достоевского. Тщетно пытаясь повторить подвиг Белова, я приведу несколько найденных мною примеров: желтоватые обои в комнатах Раскольникова и Сонечки; сонечкин желтый билет; желтый стакан, наполненный желтоватой жидкостью в конторе; подчеркнуто желтый интерьер комнаты Алены Ивановны т.д. Желтый цвет в романе представляет собой зло, обман и все прочие ужасы Петербурга, а своеобразной концентрацией желтого цвета и, следовательно, всех прилагаемых к нему понятий отличается комната старухи-процентщицы. Подобная ситуация повергает человека в полное отчаяние, а тут уже и до преступления недалеко:

* «На улице стояла жара, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Вот и предстал перед нами город Петербург во всей своей «красе» - этот город цехового и ремесленного населения. Для Достоевского очень важна реалистичность описания города, что, впрочем, неудивительно, ведь Петербург - самостоятельный персонаж и описывается он не менее подробно, чем любой другой герой. Реалистичность достигается реальными топонимами, а также описанием существующих петербургских домов. Таково, к примеру, описание старухиного дома (темная лестница, дверь). Важны также сведения, подобные количеству шагов между домами Раскольникова и процентщицы.
В достоевском Петербурге достаточно часто встречаются канавы, лично для меня являющиеся символом чего-то злачного, грязного и вонючего, не подходящего для нормального существования человека. Канавы есть у домов старухи и Сонечки, вид канав по набережной Екатерининского канала наводит Раскольникова на мысли о самоубийстве. Вообще, пространство Петербурга идеологично: часто встречаются лестницы, углы, перекрестки. Последнее, по- моему, наиболее важно и связано с темой веры в романе. Перекресток - крест; Соня и Лизавета меняются крестами, как и Мышкин с Рогожиным; Соня посылает Раскольникова каяться на перекресток. В романе очень важна тема воздуха, точнее его отсутствия, духоты. Этот город не приспособлен для того, чтобы в нем жили люди (князь Мышкин), город на болоте.


В распивочной, где познакомились Раскольников и Мармеладов, было душно «так что было даже нестерпимо сидеть»; в комнате старухи в день убийства «все окна были заперты, несмотря на духоту»; когда Раскольников ударил старуху первый раз она смотрела на него «не крича, точно ей воздуху недоставало»; в конторе была «страшная духота»: «Гм.. жаль, что здесь воздуху нет, - прибавил он, - духота…». Когда Разумихин приносит Раскольникову новую одежду, последний «С жадностью вдохнул от этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха»; Пульхерия Александровна, пришедшая к сыну, замечает, как в его комнате душно и прибавляет: «Господи, что за город!».

Свидригайлов говорит Раскольникову: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с», а ему вторит Порфирий: «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». Этот город душит людей, ломает, рушит жизни своих обитателей, заставляя их мучится и страдать. Это своего рода испытание. Некоторые это испытание выдерживают, а некоторые ломаются. Последним остается выбор небольшой: либо уйти в подполье, либо умереть. Примером сломавшегося человека можно считать Мармеладова: «Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтыми, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Позже говорится, что в них был «смысл и ум». Он ломается достаточно быстро: Мармеладов запил после того, как его выгнали со службы, это был последний удар судьбы, которого он не выдержал. Теперь же он терзается между вонючей распивочной с липкими столиками и Катериной Ивановной с детьми. Но, на самом деле, за его неприглядной внешностью скрывается, на самом деле, любящий отец семейства. Это ярко показывает даже тот факт, что когда Раскольников приносит его раздавленного домой, Катерина Ивановна находит в его кармане пряник, принесенный детям, и даже умирая, он указывает на босые ножки младшей девочки. Фигура Катерины Ивановны тоже очень важна. Она представляет собой наиболее показательную картину морального слома человека в этом жестоком мире. С ее именем в романе связано такое понятие Достоевского, как «гордость бедных».

Гордость - это то немногое, что осталось у бедняков, и она является тем последним, за что они с жадностью цепляются. В принципе, особенно ближе к концу книги, на примере Катерины Ивановны Мармеладовой это очень заметно. Впервые мы узнаем о ее существовании из рассказа Мармеладова в распивочной: «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти».


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова
    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...смотреть целиком
  2. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Раскольниковой Пульхерии Александровны  Новое!
    Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй,...смотреть целиком
  4. Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание»
    Библия в целом и Новый Завет, в частности, занимают совершенно особое место в романе Достоевского «Преступление и наказание». Это произведение по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов этого писателя. Он как бы своеобразный эпицентр...смотреть целиком
  5. Характер социального протеста и проблема преобразования жизни в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
    В романе Достоевский показал потрясающие душу, страшные картины мучительной жизни народных масс, безмерные страдания простых людей, задавленных волчьими законами капиталистического общества (семья Мармеладовых). Где же путь к счастью, как народу избавиться...смотреть целиком
  6. Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова
    Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г. Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур — «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности,...смотреть целиком
  7. Мой Достоевский (размышление о прочитанном)
    Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судьбой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь. Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шестнадцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование,...смотреть целиком