Свидригайлов олицетворяет в романе идею вседозволенности, свободы от каких бы то пи было моральных ограничений. Это низкий, развратный, циничный человек с темным уголовным прошлым. Он ненасытен в своих пороках и уже потерял власть над своими страстями. Вскоре после смерти жены Свидригайлов сватается к шестнадцатилетней девочке и одновременно преследует сестру Раскольникова Дуню, шантажируя се случайно полученными сведениями о преступлении ее брата.

Свидригайлов - страшный человек, но в то же время это трагическая фигура. Избежав гражданского правосудия, он не смог уклониться от суда и приговора собственной совести. Его страшит возможность возмездия в «будущей жизни»: «...представьте себе, будет там одна комнатка, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам одни пауки, И вот и вся вечность. Мне... в этом роде иногда мерещится».

Однако, по Достоевскому, даже для последнего из грешников открыт путь покаяния и искупления вины. Шанс на спасение дан и Свидригайлову. Словно вымаливая себе прощение, в последние дни своей жизни он совершает странные поступки, бессмысленные и необъяснимые с позиции его эгоистической морали. Тщательно подготовив «ловушку» для Дуни, он неожиданно отпускает ее, а незадолго до самоубийства расходует свои деньги па осиротевших детей Катерины Ивановны, помогает Соне.

Свидригайлов не ошибается, заметив в разговоре с Раскольниковым, что между ними существует «какая-то общая точка». Действительно, Раскольников, как и Свидригайлов, причислил себя к разряду «необыкновенных» личностей, ИМСЮЩИЯ право пренебрегать нравственными «предрассудками». Его, как и Свидригайлова, мучают кошмары, преследует мысль о самоубийстве - признаки начавшегося душевного заболевания.

Аркадий Иванович — это безнравственный похотливый циничный пошлый. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов полностью отвергает морально-этические нормы, это болезнь, от которой умный, но циничный герой страдает.

Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Зосимов, говоря об убийстве старухи, замечает: «Слишком уж все удачно сошлось... и сплелось...точно как на театре». А Раскольников, встретившись со Свидригайловым, говорит ему: «Уж слишком вы складной человек». Свидригайлов чувствует, что они с Раскольниковым — «одного поля ягоды»: «А что-то в вас есть», «вот, может, сойдемся поближе», «в вас есть что-то к моему подходящее». Раскольников, которого Зосимов подозревал в помешательстве, видит в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».

Похожие сочинения

  1. Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова
    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...смотреть целиком
  2. Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной
    Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...смотреть целиком
  3. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе
    Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип...смотреть целиком
  4. "Образ желтого Петербурга" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы...смотреть целиком
  5. Мысль о преступлении у Раскольникова
    «Преступление и наказание» - психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует...смотреть целиком
  6. Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон
    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе 1866 года. Его восприняли многие как один из величайших психологических романов мировой литературы. И со времени выхода в свет романа за Достоевским прочно утвердилась...смотреть целиком
  7. Раскольников переступил через закон юридический и нравственный  Новое!
    Когда Порфирий, в центральном для всего романа разговоре, низводит идею Раскольникова, сформулированную в напечатанной статье, к наполеоновской идее, последний протестует. Порфирий говорит: «Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на...смотреть целиком