В своих стихах А.Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
Фета можно назвать певцом русской природы. Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой. Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия».
Говоря о пейзажной лирике Фета, нельзя не отметить, что новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму. Этот уклон впервые в русской поэзии определенно появился у Фета. Признак этого стиля – «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое движение штрихах». Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, производимое предметом.Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от внимательного взгляда («Я пришел к тебе с приветом…», 1843).
Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, стих – это целый ряд впечатлений, мыслей и печалей.
Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость, способная изобразить «ум сердца». Поэт воспевал красоту там, где ее видел, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.
Во всех описаниях природы А.Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже сколько лет поражающие нас психологической достоверностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не буди».
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» Фет превосходно передает и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет ловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, кторые трудно обозначить и передать словами:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручьяФет в своих стихах играет на каждой струнке души. Изменения «милого лица» и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в стихах. Поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь. В этом стихотворении любовная и пейзажная лирика сливаются в одно. Герои стихотворения - он и она. Они не имеют ни
имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в
стихотворении.
Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…»
Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое
дыханье…».
И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на
свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-
таки юны.
Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой –
соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели
соловья…», - дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не
просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого
стихотворения. У поэта он олицетворен.
Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И
вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует
метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
Композиционно стихотворение делится на три части. И начало второй
части: «…Свет ночной, ночные тени…», - это уже середина ночи.
Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным.
Чувства героев развиваются от «шепота» и «робкого дыханья» к «ряду
волшебных изменений милого лица». Поэт не описывает событий, а единственной
строчкой смог раскрыть всю гамму чувств, переживаемых героями.
Третья часть – утро: «…И заря, заря!…»
Но какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами
«дымные тучки». Эпитет «дымные» подчеркивает их легкость, невесомость,
чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речь идет о любви. Автор
использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед
нами возникает картина зари, раннего утра с легкими облаками, окрашенными в
розовато-желтоватый цвет…
Влюбленные даже не заметили, как пришла ночь, для них она пролетела как
одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения
появляется слово – «…слезы…» - говорящее о том, что наступает миг
расставания.
Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из
однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и
читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Полностью все
стихотворение – это одно большое назывное предложение.
Кстати, назывными являются односоставные предложения, в которых
утверждается наличие предметов или явления: «Шепот, робкое дыханье…»
Назывные предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не всегда
(как мы убедились). Называя предметы, указывая место или время, назывные
предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: «..Свет ночной,
ночные тени, тени без конца…».
В назывных предложениях подлежащее может распространяться только
определениями: «…Робкое дыханье…».