Страница: [ 1 ]  2  

"Поэзия — дар, свойственный всему миру и всем народам,
а не частное наследственное владение отдельных тонких
и образованных людей".
И.-В. Гете
29 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне родился Иоганн Вольфганг Гете. Именно этому ребенку суждено
было стать лицом немецкой литературы 18 в. К моменту рождения Гете уже 100 лет назад закончилась в Германии
Тридцатилетняя война. Мир за собой повлек сначала бурное развитие экономики, а затем ее же резкий спад. По
требованию отца повзрослевший Гете изучал юриспруденцию и защитил в 1771 году диссертацию на тему о
взаимоотношении между церковью и государством. Но кроме этого Гете занимался геологией, оптикой, морфологией
животных и растений, изучал историю искусства, много рисовал, посещал лекции, посвященные творчеству Шекспира,
и писал стихи. Кроме Шекспира на молодого Гете оказали сильное влияние В. Скотт, Гизо, Вильмен, Кузен — это все
писатели-романтики. Но в немецкой литературе эпоха романизма была отмечена необычным взлетом философской
мысли. Отсюда на Гете оказали свое влияние такие мыслители как Фихте, Шеллинг, Гегель.
В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени
Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением —
кукольными ярмарочными спектаклями, в которых главными действующими лицами был некий Фауст — доктор и
чернокнижник и черт Мефистофель. Именно с национальной традицией связанно то, что для Гете принципы,
сформулированные Аристотелем, утрачивают значение вечной нормы.
Неизгладимым впечатлением для Гете явилась Италия. Она стала исходным рубежом, определившим новое —
классическое направление в творчестве Гете. Но она обогатила поэта такими впечатлениями, которые уже
подготовили и выходы за рамки системы «веймарского классицизма». В Венеции Гете знакомится с театром масок.
Мне кажется, что именно образ этого театра масок воспроизвел Гете в «Фаусте», а точнее в Вальпургиевой ночи —
в первой части и в бал-маскараде у императора при дворе — во 2-ой части. Кроме того, во второй части
произведения место всего действия — это какие-то классически-античные итальянские ландшафты, а во многих
сценах Гете, стилизируя, начинает изъясняться в ритме стихов античных авторов. И это не говоря уже о сюжете…
Как отмечалось раньше, поездки по Германии привели Гете к замыслу «Фауста». Театр представлял историю о
докторе Фаусте и Мефистофеле как веселую, иронически-сатирическую комедию. Но ведь это театр, и он всегда
отражает мысли, думы, да и сам стиль жизни народа. И Гете обратился к письменным источникам — хроникам и
преданиям. Из хроник узнать удалось немного, а вот легенда рассказала о том, что некогда родился мальчик у
вполне благополучных родителей, но с самых ранних лет он проявлял дерзкий нрав. Когда он подрос, его родители и
дядя посоветовали учиться ему на богословском факультете. Но молодой Фауст «оставил это богоугодное занятие»
и занимался изучением медицины, а также попутно «толкованием халдейских… и греческих знаков и письмен».
Вскоре он стал доктором и при том очень неплохим. Но его интерес к магии привел к тому, что он вызвал духа и
заключил с ним договор. Это была чисто религиозная оценка ситуации; здесь окончательно и бесповоротно
осуждались Фауст и Мефистофель, а все внемлющие предостерегались и поучались — наставлялись в
богобоязненной жизни. Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной конфликт можно
было бы сформулировать так: «конфликт между добром и злом», без дальнейших разбирательств, что есть добро, а
что зло… Мефистофель здесь представляет сторону зла, предлагает знание и вместе с ним могущество, а от Фауста
требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнюдь не особенным.
Гете перевел эту легенду на современную ему почву. В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные
элементы — начало драмы, лирики и эпоса. Именно поэтому многие исследователи называют это произведение
драматической поэмой. «Фауст» включает с себя элементы различные и по своей художественной природе. В нем
есть сцены реально-бытовые, например, описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические
свидания Фауста и Маргариты; трагические — Гретхен в темнице или момент, когда Фауст едва не прекратил жизнь
самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете, в конечном счете, всегда связана с реальностью, а реальные
образы зачастую носят символический характер.
Идея трагедии о Фаусте возникла у Гете достаточно рано. Изначально у него получилось две трагедии —
«трагедия познания» и «трагедия любви». При этом обе они остались неразрешимыми. Общий тон этого «пра-
Фауста» мрачный, что вообще-то и неудивительно, т. к. Гете удалось полностью сохранить колорит средневековой
легенды, по крайней мере, в первой части. В «пра-Фаусте» сцены, написанные в стихах, перемежаются с
прозаическими. Здесь в личности Фауста сочетались титанизм, дух протеста, порыв к бесконечному.
13 апреля 1806 г. Гете записал в своем дневнике: «Закончил первую часть «Фауста». Именно в первой части
Гете обрисовывает характеры двух своих главных героев — Фауста и Мефистофеля; во второй части Гете больше
внимания уделяет внимания окружающему миру и общественному устройству, а также соотношению идеала и
реальности.
С Мефистофелем мы знакомились уже в «Прологе на небе». И здесь уже видно, что Мефистофель — черт не
будет полностью отрицательным персонажем, т. к. он симпатичен даже Богу:
Из духов отрицания ты всех менее
Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
И именно Господь дает поручение Мефистофелю:
Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевели его застой…
Гете отражает в Мефистофеле особый тип человека своего времени. Мефистофель становится воплощенным
отрицанием. А 18 век особенно изобиловал скептиками. Расцвет рационализма содействовал развитию критического
духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось под сомнение, а насмешка разила сильнее
гневных обличений. Для некоторых отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в
Мефистофеле. Его реплики вызывают улыбку даже над тем, над чем смеяться, в принципе, и не надо:
Как речь спокойно и легка!
Мы ладим, отношения с ним не портя.
Прекрасная черта у старика
Так человечно думать и о черте.
Но как уже было замечено, Гете не рисует Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он умен и
проницателен, он критикует очень обоснованно и критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость:
Приятно то, что отдаляет цель:
Улыбки, вздохи, встречи у фонтана,
Печаль томления словом, канитель,
Которую всегда полны романы.
Мефистофель — мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя отрицать справедливости многих
его язвительных замечаний:
О, вера — важная статья
Для девушек властолюбивых:
Из женихов благочестивых
Выходит смирные мужья…
Мефистофель к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно он говорит, что жизнь
человеческая — маята, сам человек считает себя «божком вселенно

Похожие сочинения

  1. Образы главных героев трагедии «Фауст»
    Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище». Фауст — человек с высокими стремлениями....смотреть целиком
  2. Сюжет трагедии Гёте «Фауст»
    Произведение открывается лирическим посвящением. Поэт с грустью вспоминает о невозвратном времени юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится вдали: «Вы вновь...смотреть целиком
  3. Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)
    Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие...смотреть целиком
  4. Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете
    29 августа 1749 года во Франкфурте – на – Майне родился Иоганн Вольфган Гете. Именно этому ребенку суждено было стать лицом немецкой литературы 18 в. К моменту рождения Гете уже как 100 лет назад закончилась в Германии Тридцатилетняя война. Мир за собой...смотреть целиком
  5. Философская глубина великого творения Гете «Фауст»
    Философскую глубину великого творения Гете, как мы знаем, оценили такие выдающиеся мыслители эпохи Гете, как Шеллинг и Гегель. Но они ограничились краткими суждениями общего характера. Между тем широкие круги читателей почувствовали, что «Фауст» требует...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Фауста
    Фауст. Имя происходит от латинского слова faustus — счастливый, удачливый. Образ Ф. сопровождал Гёте всю жизнь, первоначальный набросок трагедии «Прафауст» относится к 1773—1775 гг.; трагедия в целом была завершена в 1831 г. (последние поправки были...смотреть целиком
  7. Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»  Новое!
    Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и встречает веселящийся народ. В конце прогулки к Фаусту пристает...смотреть целиком