Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.

В Прологе автор ставит вопрос: чем есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум - искра Божья. Герой трагедии, скептический и насмешливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует тьма и зло. И чем больше человек раздумывает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу - виновна не вселенная, а сам человек.

По мнению Гете, истина - в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мыслей - истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии - Фауст и Рафаэль - постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна другую.

Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное - жизнь. Через возражение он тоже созидает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении. Фауста и Рафаэля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст - недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум - в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непреодолимым желанием знаний, стремлением найти истину.
Фауст и Рафаэль - два антипода. Первый – целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй - спокойный и уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно - вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачества, напрасные действия.

Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не бередят его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах много печальной правды. Рафаэль - это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля снова-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, - духа тьмы и разрушения.

Образ Рафаэля - это образ человека, утомленного жизнью, который имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочаровавшегося в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляет над человеком, который уверен в своих силах и возможностях, который старается изменить жизнь. Рафаэль уверен в бесполезности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимому идеалу.

В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в оскорблении Фауста) и духа возражения, сомнений (которые воплощены в образе Рафаэля).

Похожие сочинения

  1. Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи  Новое!
    Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому...смотреть целиком
  2. Философский смысл образа Фауста
    ...Не такой, как все; он служит по-иному; Ни пить, ни есть не хочет по-земному; Как сумасшедший, он рассудком слаб, Что чувствует и сам среди сомнений; Всегда в свои мечтанья погружен, То с неба лучших звезд желает он, То на земле — всех высших...смотреть целиком
  3. Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»
    Любуясь гармоничной красотой окружающего мира, невольно задаешься вопросом: а кто же создатель всего этого великолепия? Подумать только, в бесконечном просторе Вселенной планета Земля — единственная планета, переливающаяся в лучах солнца синими, зелеными,...смотреть целиком
  4. Космогонический мир «Фауста»  Новое!
    Взгляд Гете на мир был диалектическим. Он мыслил мироздание не как некое замкнутое единство, в котором все составные части хорошо проложены друг к другу, а как нечто изначально проникнутое принципом развития, созидания, творчества… Мировой жизненный...смотреть целиком
  5. Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля
    В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными ярморочными спектаклями, в которых...смотреть целиком
  6. Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»  Новое!
    Начало - кабинет Фауста, 80-летнего старика, почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он практически ничего не знал. Фауст одержим идеей познания, он близок...смотреть целиком
  7. Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»
    Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и встречает веселящийся народ. В конце прогулки к Фаусту пристает...смотреть целиком