Вслед за мятежным Гецем выплыла из туманов прошлого и встала перед внутренним взором Гете загадочная фигура доктора Фауста. «Чернокнижник и чародей», Фауст жил в те же времена, что и рыцарь с же лезной рукой. Он дышал воздухом того же беспокойного столетия. Жажда высшего знания томила Фауста, она заставила его скитаться из города в город, она толкала его преступить грани дозволенного и заняться «тайными» науками.

Гете читал предание о жизни Фауста в немецких «народных книгах», он видел кукольную комедию о докторе Фаусте на ярмарочных подмостках. На сюжет этой легенды была написана пьеса английского писателя XVI в. Марло.

Действительность соединилась в образе Фауста с легендой, их было невозможно разъять. Легенда гласила, что Фауст заключил договор с чертом, чтобы добиться высшего могущества, постигнуть сокровенные тайны бытия. К чему же пришел он в своих исканиях и в чем действительно заключена высшая истина? Образ искателя истины все вырастал в сознании Гете. Первые наброски будущей трагедии он сделал в 1773 г.

И другие замыслы возникли у него в это время: трагедия об Эгмонте, герое освободительной борьбы Нидерландов в XVI в., и трагедия о Прометее, самом величественном из непокорных гениев, созданных воображением человечества.

Гордое непокорство, стремление уподобиться творящему божеству, воля к подвигу — прометеев огонь, он не угасал и не угаснет в людях даже в самые страшные и темные эпохи жизни человечества. Искра этого огня горела в чернокнижнике Фаусте, прометеево пламя освещало трудные дороги первооткрывателей — мучеников науки, героев освободительной борьбы, творцов и подвижников.

Трагедию «Прометей» Гете не закончил, до нас дошли лишь ее фрагменты.

* Сердце, пламенеющее любовью к земле и людям, «бьется в монологе Прометея, обращенном к Зевсу:
* О, только б моя земля стояла крепко, И хижина, что выстроил не ты, И мой очаг, что я воспламенил Тебе на зависть.
* Вызов и обвинение бросает Прометей небесному владыке:
* Мне тебя чтить? За что?
* Разве смягчил ты мученья
* Обремененного?
* Разве утишил ты слезы
* Страхом томимого?

Нет. Люди не должны покоряться богам. Не вздохами, молитвами и жертвами, а собственными руками добывают они все блага и радости жизни. Пусть же род людской уподобится Прометею:

* Пусть страждут, пусть плачут,
* Пусть знают радость и наслажденье
* И тебя презирают, Как я!

Монолог Прометея с его «взрывами чувств», смелостью мысли, свободной формой стиха — высокий образец философской лирики молодого Гете.

Похожие сочинения

  1. Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)
    Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Вагнера
    Вагнер — кабинетный ученый, для которого существует только книжное знание: оно должно открыть сущность жизни и тайны природы. В трагедии Гёте В. — антипод Фауста, стремящегося к постижению смысла жизни посредством активного участия в ней. В первой части...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Фауста
    Фауст. Имя происходит от латинского слова faustus — счастливый, удачливый. Образ Ф. сопровождал Гёте всю жизнь, первоначальный набросок трагедии «Прафауст» относится к 1773—1775 гг.; трагедия в целом была завершена в 1831 г. (последние поправки были...смотреть целиком
  4. “Фауст” – драматическое произведение
    “Фауст” – драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды могут быть поставлены на сцене. Это одновременно и трагедия, и колоссальная философская поэма, которая отобразила поиски целой эпохи немецкой мысли. Самому автору...смотреть целиком
  5. Народная основа «Фауста» Гёте  Новое!
    В основу гётевского «Фауста» легла народная книга, издан­ная в 1587 году во Франкфурте-на-Майне, — «История о докторе Иоганне Фаусте, прославленном волшебнике и чернокнижнике. О том, как он на договорный строк продался дьяволу, какие ди­ковинные приключения...смотреть целиком
  6. Великий немецкий поэт и мыслитель
    Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель. Гёте родился в г. Франкфурте-на-Майне, одном из "вольных городов", входивших в состав тогдашней Германии....смотреть целиком
  7. Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»  Новое!
    Начало - кабинет Фауста, 80-летнего старика, почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он практически ничего не знал. Фауст одержим идеей познания, он близок...смотреть целиком