“Фауст” – драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды могут быть поставлены на сцене. Это одновременно и трагедия, и колоссальная философская поэма, которая отобразила поиски целой эпохи немецкой мысли. Самому автору тяжело было дать определение основной идеи “Фауста”, он не видел возможности выразить весь его глубинный и многозначный смысл одной мыслью. Трагедия приоткрывается двумя прологами. Первый из них “Пролог в театре” – беседа поэта, актера и директора.

Три собеседника – это будто три стороны самого автора. Поэт мыслит о высокой цели. Он должен своим творением раскрыть “силу человечества, что живет в поэте”. Актер призывает смелее черпать из самой жизни, чтобы приобщить сердца людей. Директор представляет деловую практическую сторону. Он видит вещи без украшений. От разговоров он зовет к делу, к реальному осуществлению на сцене высоких поэтических замыслов.

Второй пролог — “Пролог на небе”. В нем принимают участие Господь, архангелы Рафаил (на западе распространено Рафаэль), Михаил, Гавриил. Этот пролог открывается гимном могущественной природе, вечному движению и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле.

*
Земля со скоростью страшной
*
Вокруг солнца шаром летит
*
И райский свет дня очередью
*
Сменяет ночи темнота.
*
Волнует море необозримое
*
И шумом скалы покрывает,
*
И сфер стремленье вечно-скорое
*
И горы и море покрывает.

Все трое

Этих непостижимых чудес видения наполняют силой сердца: и, как в первый день творения, прекрасны все дела творца.

Рафаэль

* Нет, Господи! На ней одно лихое совершается:
* Так люди мучаются, что жаль на них смотреть, -
* Уже против них и запал мой ослаб.

Действие начинается. Переносимся на землю. Ночь. Комната с высоким готическим сводом. Фауст сидит беспокойно в кресле возле стола. Тысячи дней и ночей провел он в этой темной норе за чтением и опытами. Постиг философию, медицину, достиг ученых степеней, богослов. И что же. С отчаянием он сознает, что ни на шаг не приблизился к истине.

Фауст

* В философию я вник,
* До края всех наук дошел -
* Уже я и врач, и юрист,
* И, к несчастью, богослов …
* Ну и к чему же я доучился?
* Как дураком был, так и остался.
* Хотя имею докторское звание…

К живым чувствам, делам и радости стремится Фауст. Жизнь зовет Фауста, но он далек от жизни. Она прошла мимо, прожита не так. В комнату заходит помощник Фауста Вагнер, он не способен понять Фауста, разделить его порывы.

* А я готов, Вагнер, и целую ночь не спать,
* Лишь бы вести с вами ученую речь.
* Разрешите и завтра, в Пасхальный праздник,
* Спросить вас о том, о сем.
* Я стремлюсь к наукам – и знаю уже много,

Но хотел бы знать все. Осознание ограниченности своих сил, невозможность узнать о “почине мыслей и мире внутренней связи”, общение с самодовольным Вагнером подталкивают Фауста к мысли о самоубийстве, но пасхальное пение останавливает героя перед фатальным шагом. После празднования происходит встреча Фауста с Рафаэлем, который предлагает ученому заново пройти свой жизненный путь. Фауст соглашается с этим предложением при одном условии: Рафаэль заберет себе душу Фауста лишь тогда, когда он будет удовлетворен каким-то мигом новой жизни.

Рафаэль

«Сегодня же, господин доктор, в обед. Я к своей службе приступаю. Но – жизнью и смертью заклинаю, – Расписку дай, чтобы все было как нужно». Рафаэль приводит Фауста к склепу Авербаха в Лейпциге, где развлекается веселое общество. И беззаботное существование студентов и пьяниц не привлекает героя. Тогда дьявол ведет Фауста к кухне ведьм и соблазняет его женским образом. Помолодевший Фауст влюбляется в Маргариту. С помощью Рафаэля он посещает комнату Маргариты. Любовь входит в жизнь Фауста. Он встретил девушку, она пленила его нетронутой, свежестью. Его захватывает глубокое чувство, он входит в ее простой и чистый мир. Мир Маргариты – это и патриархальная тишина и свежесть простых чувств, которую воспел Гете в поэме “Герман и Доротея”. Фауст – воплощение беспокойства. Он из тех, кто поднимает мир сонной тишины с его заведенным столетиями порядком. Маргарита верит Фаусту, беспредельно любит его.

Но Маргарита попадает в тюрьму за убийство родившегося от Фауста ребенка. Рафаэль перенес Фауста к Маргарите в тюрьму. Много таких девушек-жертв, одиноких, доведенных до совершения преступлений лицемерной моралью общества, попадали в тюрьмы. Сцена в тюрьме является одной из наилучших поэтических страниц в мировой литературе.

Похожие сочинения

  1. Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля
    В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными ярморочными спектаклями, в которых...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Вагнера
    Вагнер — кабинетный ученый, для которого существует только книжное знание: оно должно открыть сущность жизни и тайны природы. В трагедии Гёте В. — антипод Фауста, стремящегося к постижению смысла жизни посредством активного участия в ней. В первой части...смотреть целиком
  3. "Фауст" — Трагедия познания
    ...Что значит — знать? Вот в чем все затрудненья! Кто верным именем младенца наречет? Где те немногие, кто век свой познавали, Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали, С безумной смелостью к толпе навстречу шли? Их распинали, били, жгли... Гете...смотреть целиком
  4. "Фауст" — легенда или жизнь
    “Фауст” Гёте — одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни. Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства,...смотреть целиком
  5. Общий смысл трагедии «Фауст»  Новое!
    «Фауст» Гёте - одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни. Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства,...смотреть целиком
  6. Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст»
    Сцена «Вальпургиевой ночи» начинается с постепенного восхождения Фауста, Мефистофеля и Блуждающего огонька на гору Брокен, где собираются на свой шабаш ведьмы, колдуны, все дьявольские силы. Первоначально Гете намеревался показать, как его герои добираются...смотреть целиком
  7. Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»  Новое!
    Фауст ищет истины в царстве красоты, вызывая к жизни образы античности. Бесстрашно спускается он в подземный мир, чтобы найти там призрак виновницы Троянской войны златокудрой Елены и сочетаться с ней браком. Брак Фауста и Елены символичен. Тут нет и...смотреть целиком