“Фауст” – драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды могут быть поставлены на сцене. Это одновременно и трагедия, и колоссальная философская поэма, которая отобразила поиски целой эпохи немецкой мысли. Самому автору тяжело было дать определение основной идеи “Фауста”, он не видел возможности выразить весь его глубинный и многозначный смысл одной мыслью. Трагедия приоткрывается двумя прологами. Первый из них “Пролог в театре” – беседа поэта, актера и директора.

Три собеседника – это будто три стороны самого автора. Поэт мыслит о высокой цели. Он должен своим творением раскрыть “силу человечества, что живет в поэте”. Актер призывает смелее черпать из самой жизни, чтобы приобщить сердца людей. Директор представляет деловую практическую сторону. Он видит вещи без украшений. От разговоров он зовет к делу, к реальному осуществлению на сцене высоких поэтических замыслов.

Второй пролог — “Пролог на небе”. В нем принимают участие Господь, архангелы Рафаил (на западе распространено Рафаэль), Михаил, Гавриил. Этот пролог открывается гимном могущественной природе, вечному движению и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле.

*
Земля со скоростью страшной
*
Вокруг солнца шаром летит
*
И райский свет дня очередью
*
Сменяет ночи темнота.
*
Волнует море необозримое
*
И шумом скалы покрывает,
*
И сфер стремленье вечно-скорое
*
И горы и море покрывает.

Все трое

Этих непостижимых чудес видения наполняют силой сердца: и, как в первый день творения, прекрасны все дела творца.

Рафаэль

* Нет, Господи! На ней одно лихое совершается:
* Так люди мучаются, что жаль на них смотреть, -
* Уже против них и запал мой ослаб.

Действие начинается. Переносимся на землю. Ночь. Комната с высоким готическим сводом. Фауст сидит беспокойно в кресле возле стола. Тысячи дней и ночей провел он в этой темной норе за чтением и опытами. Постиг философию, медицину, достиг ученых степеней, богослов. И что же. С отчаянием он сознает, что ни на шаг не приблизился к истине.

Фауст

* В философию я вник,
* До края всех наук дошел -
* Уже я и врач, и юрист,
* И, к несчастью, богослов …
* Ну и к чему же я доучился?
* Как дураком был, так и остался.
* Хотя имею докторское звание…

К живым чувствам, делам и радости стремится Фауст. Жизнь зовет Фауста, но он далек от жизни. Она прошла мимо, прожита не так. В комнату заходит помощник Фауста Вагнер, он не способен понять Фауста, разделить его порывы.

* А я готов, Вагнер, и целую ночь не спать,
* Лишь бы вести с вами ученую речь.
* Разрешите и завтра, в Пасхальный праздник,
* Спросить вас о том, о сем.
* Я стремлюсь к наукам – и знаю уже много,

Но хотел бы знать все. Осознание ограниченности своих сил, невозможность узнать о “почине мыслей и мире внутренней связи”, общение с самодовольным Вагнером подталкивают Фауста к мысли о самоубийстве, но пасхальное пение останавливает героя перед фатальным шагом. После празднования происходит встреча Фауста с Рафаэлем, который предлагает ученому заново пройти свой жизненный путь. Фауст соглашается с этим предложением при одном условии: Рафаэль заберет себе душу Фауста лишь тогда, когда он будет удовлетворен каким-то мигом новой жизни.

Рафаэль

«Сегодня же, господин доктор, в обед. Я к своей службе приступаю. Но – жизнью и смертью заклинаю, – Расписку дай, чтобы все было как нужно». Рафаэль приводит Фауста к склепу Авербаха в Лейпциге, где развлекается веселое общество. И беззаботное существование студентов и пьяниц не привлекает героя. Тогда дьявол ведет Фауста к кухне ведьм и соблазняет его женским образом. Помолодевший Фауст влюбляется в Маргариту. С помощью Рафаэля он посещает комнату Маргариты. Любовь входит в жизнь Фауста. Он встретил девушку, она пленила его нетронутой, свежестью. Его захватывает глубокое чувство, он входит в ее простой и чистый мир. Мир Маргариты – это и патриархальная тишина и свежесть простых чувств, которую воспел Гете в поэме “Герман и Доротея”. Фауст – воплощение беспокойства. Он из тех, кто поднимает мир сонной тишины с его заведенным столетиями порядком. Маргарита верит Фаусту, беспредельно любит его.

Но Маргарита попадает в тюрьму за убийство родившегося от Фауста ребенка. Рафаэль перенес Фауста к Маргарите в тюрьму. Много таких девушек-жертв, одиноких, доведенных до совершения преступлений лицемерной моралью общества, попадали в тюрьмы. Сцена в тюрьме является одной из наилучших поэтических страниц в мировой литературе.