Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/gete/_story/Faust/ia_duh_vsegda_privikshii_otricat_po_tragedii_gete_faust/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Я отрицаю все — ив этом суть моя...
Короче, все, что злом ваш брат зовет, —
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это все — моя стихия.
Гете «Фауст»

Путь к созиданию проходит через разрушение — так понимал Н. Г. Чернышевский итог драмы Гете «Фауст». И действительно, герой произведения проходит через сомнения, разочарования, противоречия в своей борьбе за человека, на пути к познанию истины. Но достичь этой истины ему, как ни странно, помогает Мефистофель — злодей, соблазнитель, толкающий Фауста на дурные поступки.
Однако образ Мефистофеля — образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля — соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре — о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако, здесь он терпит неудачу — «Дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.
Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом, он является движущим началом трагедии.

Часть вечной силы я,
Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.
...Я отрицаю все, и в этом суть моя...

Эта характеристика как нельзя точно отражает сущность самого процесса познания, с его противоречиями и борьбой противоположностей. Эта же идея подтверждается и другой фразой:

Достойно гибели все то, что существует.

В ходе дальнейшего развития сюжета мы еще больше убеждаемся в том, какую важную и сложную роль играет Мефистофель в развитии основной темы произведения — борьбы за истину. Своими сомнениями и насмешками он вызывает в герое желание бороться, спорить, отстаивать свои взгляды. Стараясь сбить Фауста с верного пути, в действительности Мефистофель, наоборот, побуждает его двигаться вперед. Ведь, как писал Н. Г. Чернышевский: «С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен: напротив, скептицизм служит его целям, приводя человека путем колебаний к чистым и ясным убеждениям».
Мы видим, что Мефистофель, как и Фауст, наделен довольно прогрессивным образом мыслей. Он критикует науку тех времен, в которой живая природа рассматривалась как неизменная, не развивающаяся. С издевкой отмечает приверженность людей мертвым догмам и пустым фразам:

Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются...

Он, отрицающий все, подвергающий сомнению развитие и движение человека вперед, вместе с тем, утверждает радость и торжество жизни:

Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!

Мефистофель постоянно предстает перед нами как непосредственный участник жизненной борьбы.
Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения.

Похожие сочинения

  1. Роль злого начала в исканиях Фауста
    Изображение сил зла в художественной литературе настолько разнообразно, что впору заняться классификацией чертей, демонов, духов и прочей нечисти, свободно разгуливающей по страницам романов, новелл, поэм, драм. Но лишь в одном произведении мировой литературы...смотреть целиком
  2. Трагедия Гете «Фауст»
    В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные...смотреть целиком
  3. Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете
    29 августа 1749 года во Франкфурте – на – Майне родился Иоганн Вольфган Гете. Именно этому ребенку суждено было стать лицом немецкой литературы 18 в. К моменту рождения Гете уже как 100 лет назад закончилась в Германии Тридцатилетняя война. Мир за собой...смотреть целиком
  4. Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете)
    Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий...смотреть целиком
  5. Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»
    Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной...смотреть целиком
  6. Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»
    Фауст ищет истины в царстве красоты, вызывая к жизни образы античности. Бесстрашно спускается он в подземный мир, чтобы найти там призрак виновницы Троянской войны златокудрой Елены и сочетаться с ней браком. Брак Фауста и Елены символичен. Тут нет и...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Мефистофеля
    Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений....смотреть целиком