Творчество Гете стало одним из наиболее сложных явлений в истории немецкой и мировой литературы. Противоречия, которыми наполнены его произведения, это не просто индивидуальные противоречия Гете, но и противоречия всей эпохи, противоречия всей немецкой буржуазии. Трагедия «Фуст» стала самым значительным произведением поэта и явилась высшим философским и художественным достижением всей немецкой литературы конца XVIII — начала XIX века.
Великая эпопея, созданная Гете по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гете удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой — бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гете по духу и единомышленник.
В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего. Произведение начинается «Посвящением» — проникновенным лирическим стихотворением, в котором звучит и скорбь о прошедшей молодости и ушедших друзьях, и раздумья о судьбе будущего творения, и тревожная настороженность по отношению к его новым читателям. Здесь тесно переплелись прошлое и настоящее, лично пережитое автором и созданный им художественный мир. За «Посвящением» следуют «Театральное вступление» и «Пролог на небе», которые имеют еще более важное значение для раскрытия идейного смысла произведения. В «Прологе» отражен спор Мефистофеля с Богом о человеческом достоинстве, призвании человека и смысле его существования. Мефистофель — циник и скептик — отказывается видеть какой-либо смысл в деятельности человека, он подтверждает свое мнение, приводя в качестве примера жалких, погрязших в ничтожестве и невежестве людей. Бог же возражает ему, выдвигая ревностного искателя истины доктора Фауста. Но Мефистофель и в мучительных исканиях и сомнениях Фауста видит лишь залог его будущей гибели. Он считает его таким же ничтожным и беспомощным, как и вообще все люди. Мефистофель берется «отбить» у Бога этого «сумасброда». Бог принимает вызов, но его согласие на испытание Фауста обусловлено твердой верой в человека, в могущество его разума, в его неограниченные возможности познания тайн природы.
Фантастический элемент, который вводит Гете в свое произведение, присутствует уже в первой части («Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь»), а во второй части резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеческих отношений приходит на смену «большой мир»: история и космический охват природы. Тут присутствуют и научная фантастика с сатирическим подтекстом (образ Гомункулуса), и проблема соединения различных эпох (брак Елены, символизирующей античное искусство, и Фауста, воплощающего новое время). Тут же проявляется и ненависть Гете к тупой самодовольной учености, к мнимой науке, далекой от интересов народа (образ помощника и ученика Фауста Вагнера), и искреннее уважение к пытливому уму, непрестанным поискам истины, неуемной жажде практической деятельности (образ Фауста).
Заключив договор с Мефистофелем, Фауст получает все блага: возвращенную молодость,

Похожие сочинения

  1. Сюжет трагедии Гёте «Фауст»
    Произведение открывается лирическим посвящением. Поэт с грустью вспоминает о невозвратном времени юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится вдали: «Вы вновь...смотреть целиком
  2. Образы главных героев трагедии «Фауст»
    Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище». Фауст — человек с высокими стремлениями....смотреть целиком
  3. Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита
    Более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не всесилен и полноправно распоряжается собой и подданными. Внешние угрозы, внутренние...смотреть целиком
  4. Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»
    Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и встречает веселящийся народ. В конце прогулки к Фаусту пристает...смотреть целиком
  5. Героиня трагедии Гете «Фауст»
    Этот образ создан фантазией Гете: в народных легендах М. отсутствует. Фауст, вернувший молодость в «Кухне ведьмы», встречает на улице красивую девушку и с первого взгляда в нее влюбляется. Margarete юная, неискушенная девушка строгих правил, живущая...смотреть целиком
  6. Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»
    Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной...смотреть целиком
  7. Космогонический мир «Фауста»  Новое!
    Взгляд Гете на мир был диалектическим. Он мыслил мироздание не как некое замкнутое единство, в котором все составные части хорошо проложены друг к другу, а как нечто изначально проникнутое принципом развития, созидания, творчества… Мировой жизненный...смотреть целиком