Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/gete/_story/Faust/otrazhenie_v_fauste_gete_peredovih_prosvetitelskih_idei_epohi/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

И. Гёте

Гёте создавал своего «Фауста» на протяжении всей жизни.

Хотя Гёте не писал «Фауста» для театра, но это одновременно и трагедия, и фи­лософская поэма. В ней отразились искания целого поколения немецкой философской мысли. «Фауст» необыкновенно сложное произведение, основную идею которого затруднялся определить сам автор.

Трагедия начинается двумя прологами. Первый — «Пролог в театре». Это беседа поэта, актера и директора. Поэт мечтает о высоких целях. Он презирает «дрянных писак пустую пачкотню» и видит свою задачу в том, чтобы раскрыть «мощь человече­ства, живущую в поэте». Актер призывает смелее брать все из самой жизни, чтобы привлечь сердца людей. Директор представляет деловую практическую сторону и не собирается верить возвышенному обману.

Второй пролог — «Пролог на небесах» — открывается гимном могучей природе, вечному движению, вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле.

Архангелы поют гимн Вселенной. Бог у Гёте — это положительное созидающее начало, жизнеутверждающая сила природы и человека. Мефистофель воплощает от­рицание и сомнение, неверие в торжество человеческого гения, дух скепсиса.

Мефистофель утверждает, что разум не идет человеку впрок, так как видит вок­руг одни страдания. Он видит человека нелепым долгоногим кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель уверен, что даже человек с высокими стремлениями, такой, как доктор Фауст, поддастся низменным со­блазнам и свернет с пути, оставив свои искания. «Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен», — отвечает Бог. Он верит в человека. Это вера само­го Гёте, вера просветителя в могущество разума, в победу гуманистического начала.

Чтобы разрешить этот спор, автор решает провести своих героев через страдания и сомнения. В спутники Фаусту дан Мефистофель: «Как бес, дразня его, пусть воз­буждает к делу!»

Мефистофель у Гёте совсем не похож на привычного библейского Сатану. Он го­раздо сложнее. Мефистофель — символическая фигура, но благодаря автору это жи­вая индивидуальность. Он — злобный искуситель, презирающий человека, не веря­щий в его силы, но одновременно он умеет видеть изнанку вещей. Это своеобразный иронический философ-скептик и в этом как бы дополняет Фауста.

В уста Мефистофеля вложено немало истин, здравых суждений самого автора. Сре­ди них такие, ставшие крылатыми: «Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни вечно зеленеет».

Появившись перед Фаустом в момент его раздумий и колебаний, Мефистофель Обещает вечную молодость, радости и наслаждения, но в обмен требует продать ему душу. Фауст соглашается, и для него начинается путь познания, движения к истине.

Встреча с Мефистофелем ускоряет решение Фауста порвать с прошлым, выбрать­ся из темной норы и вступить «в мир, где жизнь сверкает». Но он ищет не пустых развлечений, а высшего знания. Любовь все меняет в его жизни, и она же приводит к трагической развязке.

Гибнет мать Маргариты, погибает от рук Фауста брат Маргариты. Оставшись одна, без опоры и возлюбленного, который бросил ее, Маргарита убивает своего новорож­денного ребенка. Высшим судом совести Гёте оправдывает свою героиню. Она любила И никому не хотела зла. Ее страдания превышают ее вину.

После великих испытаний и разочарованй, изведав взлеты и падения, познав лю­бовь и утратив возлюбленную, Фауст в конце концов обретает внутреннюю гармонию. Потрясенный судьбой Маргариты, он погружается в глубокий сон. И в этом сне сама природа вливает в него силы для новых исканий. С восходом солнца Фауст пробужда­ется и приветствует жизнь, свет, прекрасную Землю и ее вечно творящие силы. Он словно бы возрождается и находит высшее удовлетворение в созидательной деятель­ности На благо народа.

В последних сценах трагедии Фаусту сто лет. Но ни старость, ни болезни, ни горе не погасили его высоких стремлений. Преодолев соблазны Мефистофеля, он нашел свое место в жизни.

Вместе с рабочими он строит гигантскую плотину. Фауст ослеп, но видит больше тех, кто беспокоится только о себе. Глядя в будущее, он переживает высший миг своей жизни: «Жизни годы прошли не даром». Фауст умирает, ощущая бессмертие своего дела.

В своем великом произведении Гёте поставил важнейший вопрос — о смысле бы­тия и назначении человека на Земле. Гёте решал этот вопрос как просветитель, кото­рый верил в могущество разума и благотворительность прогресса.

Похожие сочинения

  1. "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст")
    Я отрицаю все — ив этом суть моя... Короче, все, что злом ваш брат зовет, — Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это все — моя стихия. Гете «Фауст» Путь к созиданию проходит через разрушение — так понимал Н. Г. Чернышевский итог драмы...смотреть целиком
  2. Образы главных героев трагедии «Фауст»
    Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище». Фауст — человек с высокими стремлениями....смотреть целиком
  3. Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст»
    Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук...смотреть целиком
  4. Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»
    Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и встречает веселящийся народ. В конце прогулки к Фаусту пристает...смотреть целиком
  5. Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита
    Более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не всесилен и полноправно распоряжается собой и подданными. Внешние угрозы, внутренние...смотреть целиком
  6. Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста
    Трагедия Гете «Фауст» занимает особое место в истории европейской литературы. Она вобрала в себя художественный опыт всех предшествующих эпох — античности, средневековья, Ренессанса, классицизма — и в то же время стала совершенно новым достижением не...смотреть целиком
  7. Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»
    Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против неверия человека в собственные силы. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни пытки на дыбе, ни колесования, ни костры не сломили этой...смотреть целиком