Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

И. Гёте

Гёте создавал своего «Фауста» на протяжении всей жизни.

Хотя Гёте не писал «Фауста» для театра, но это одновременно и трагедия, и фи­лософская поэма. В ней отразились искания целого поколения немецкой философской мысли. «Фауст» необыкновенно сложное произведение, основную идею которого затруднялся определить сам автор.

Трагедия начинается двумя прологами. Первый — «Пролог в театре». Это беседа поэта, актера и директора. Поэт мечтает о высоких целях. Он презирает «дрянных писак пустую пачкотню» и видит свою задачу в том, чтобы раскрыть «мощь человече­ства, живущую в поэте». Актер призывает смелее брать все из самой жизни, чтобы привлечь сердца людей. Директор представляет деловую практическую сторону и не собирается верить возвышенному обману.

Второй пролог — «Пролог на небесах» — открывается гимном могучей природе, вечному движению, вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле.

Архангелы поют гимн Вселенной. Бог у Гёте — это положительное созидающее начало, жизнеутверждающая сила природы и человека. Мефистофель воплощает от­рицание и сомнение, неверие в торжество человеческого гения, дух скепсиса.

Мефистофель утверждает, что разум не идет человеку впрок, так как видит вок­руг одни страдания. Он видит человека нелепым долгоногим кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель уверен, что даже человек с высокими стремлениями, такой, как доктор Фауст, поддастся низменным со­блазнам и свернет с пути, оставив свои искания. «Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен», — отвечает Бог. Он верит в человека. Это вера само­го Гёте, вера просветителя в могущество разума, в победу гуманистического начала.

Чтобы разрешить этот спор, автор решает провести своих героев через страдания и сомнения. В спутники Фаусту дан Мефистофель: «Как бес, дразня его, пусть воз­буждает к делу!»

Мефистофель у Гёте совсем не похож на привычного библейского Сатану. Он го­раздо сложнее. Мефистофель — символическая фигура, но благодаря автору это жи­вая индивидуальность. Он — злобный искуситель, презирающий человека, не веря­щий в его силы, но одновременно он умеет видеть изнанку вещей. Это своеобразный иронический философ-скептик и в этом как бы дополняет Фауста.

В уста Мефистофеля вложено немало истин, здравых суждений самого автора. Сре­ди них такие, ставшие крылатыми: «Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни вечно зеленеет».

Появившись перед Фаустом в момент его раздумий и колебаний, Мефистофель Обещает вечную молодость, радости и наслаждения, но в обмен требует продать ему душу. Фауст соглашается, и для него начинается путь познания, движения к истине.

Встреча с Мефистофелем ускоряет решение Фауста порвать с прошлым, выбрать­ся из темной норы и вступить «в мир, где жизнь сверкает». Но он ищет не пустых развлечений, а высшего знания. Любовь все меняет в его жизни, и она же приводит к трагической развязке.

Гибнет мать Маргариты, погибает от рук Фауста брат Маргариты. Оставшись одна, без опоры и возлюбленного, который бросил ее, Маргарита убивает своего новорож­денного ребенка. Высшим судом совести Гёте оправдывает свою героиню. Она любила И никому не хотела зла. Ее страдания превышают ее вину.

После великих испытаний и разочарованй, изведав взлеты и падения, познав лю­бовь и утратив возлюбленную, Фауст в конце концов обретает внутреннюю гармонию. Потрясенный судьбой Маргариты, он погружается в глубокий сон. И в этом сне сама природа вливает в него силы для новых исканий. С восходом солнца Фауст пробужда­ется и приветствует жизнь, свет, прекрасную Землю и ее вечно творящие силы. Он словно бы возрождается и находит высшее удовлетворение в созидательной деятель­ности На благо народа.

В последних сценах трагедии Фаусту сто лет. Но ни старость, ни болезни, ни горе не погасили его высоких стремлений. Преодолев соблазны Мефистофеля, он нашел свое место в жизни.

Вместе с рабочими он строит гигантскую плотину. Фауст ослеп, но видит больше тех, кто беспокоится только о себе. Глядя в будущее, он переживает высший миг своей жизни: «Жизни годы прошли не даром». Фауст умирает, ощущая бессмертие своего дела.

В своем великом произведении Гёте поставил важнейший вопрос — о смысле бы­тия и назначении человека на Земле. Гёте решал этот вопрос как просветитель, кото­рый верил в могущество разума и благотворительность прогресса.