Слепец, кто гордо носится с мечтами,
Кто ищет равных нам за облаками!
Стань твердо здесь — и вкруг следи за всем:
Для дельного и этот мир не нем.
И. В. Гёте

Гёте писал философскую драму «Фауст» почти всю жизнь: первые наброски относятся к 1773 году, а последние сцены закончены летом 1831 года, за полгода до смерти. За этот период в Европе произошла Великая французская революция, отшумели наполеоновские войны, революция 1830 года. Изменялись и взгляды самого Гёте. Место и время действия драмы условны, то есть лишены точных исторических примет, а Фауст — образ, построенный на обобщенных чертах, присущих людям вообще, в любую эпоху.

В самом начале драмы, в «Прологе на небесах», начинается спор о человеке, о смысле его существования. По мнению Мефистофеля, человек ничтожен, беспомощен, жалок, все его притязания на познание мира — сплошное самомнение:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Господь противопоставляет Мефистофелю свою веру в людей:
Пока еще во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен;
Сажая деревцо, садовник уже знает,
Какой цветок и плод получит уже он.

Он выделяет из всех Фауста, считая, что тот сможет преодолеть свои заблуждения, поэтому дает Мефистофелю возможность испытать ученого. Таким образом, в «Прологе» не только обозначен основной конфликт драмы, но и намечено его оптимистическое разрешение. При этом учтена не только двойственность натуры каждого человека (в особенности — Фауста, идущего впереди своего поколения). Учтено и то, что борьба с дьяволом будет нелегкой. Фауст будет постигать истину, преодолевая великие соблазны.

В первой сцене мы видим кабинет ученого, разочаровавшегося в своей науке. Она не приблизила его к познанию истины. Фауст пытается обрести ее с помощью магии. Но — тоже тщетно. Появление Мефистофеля усугубляет сомнения героя. Он с радостью хватается за возможность удовлетворить жажду знаний. Фауст, как истинный ученый, ставит эксперимент над собственной душой. И попытка любви, попытка начать жизнь сначала — часть этого эксперимента. Здесь проявляется безнравственность Фауста — он готов ставить опыты и над душой другого человека, невинной и чистой девушки. Кроме того, соблазнив Маргариту с помощью Мефистофеля, Фауст становится виновником гибели ее брата и смерти матери. Фауст бросает Маргариту в самый трудный момент ее жизни, когда она ожидает ребенка. И дело не только в том, что он перекладывает всю ответственность за судьбу младенца на ее плечи, но и в том, что Маргарита, родившая дитя без мужа, страдает от косности и нетерпимости окружающих. Фауст приходит за ней в темницу, но уже не может спасти молодую женщину. Маргарита сама хочет понести наказание. Раскаяние, пусть недолгое, чувствует и сам Фауст. Его эксперимент провалился.

Во второй части драмы Фауст женится на Прекрасной Елене, из-за которой когда-то вспыхнула Троянская война. Но и эта попытка не удалась: подобно Икару, взлетевшему к солнцу, гибнет их сын, а Елена становится смутным призраком и исчезает.

Фауст пытается преобразить окружающий мир. Под его руководством люди осушают часть моря, чтобы возвести новый город. Но и здесь реалист Гёте показывает, как во имя общего блага разрушен мирный уют двух стариков. Гёте разоблачает заблуждение очень многих преобразователей: бедному слепому Фаусту кажется, что люди закладывают фундамент дамбы, а на самом деле — лемуры роют ему могилу. Но усталый старый герой все-таки обретает счастье. Он находит его в борьбе, в непрестанности усилий:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!

И вот тогда мгновение стоит останавливать: жаль только, цель недостижима. Мефистофель так и не выиграл свой спор за душу Фауста. Потому что Бог открыл ему высшую нравственность — борьбу за всеобщее благо, и это прозрение равносильно спасению души.

Но одна из самых главных проблем драмы по-прежнему актуальна: проблема ответственности ученого перед обществом за свои эксперименты. Ушедший век полон жестоких примеров: Хиросима, наша чернобыльская трагедия, издержки химической промышленности — пестициды. Ученые обязаны помнить о людях, об их бедах и радостях, и не заставлять страдать других, как Фауст, решивший, что ученому и магу все позволено. Но его вечное дерзание, отрицание соблазна покоя и довольства, непрерывный труд во имя будущего достойны подражания и благодарной памяти.

Похожие сочинения

  1. Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете
    Личность и судьба доктора Фауста привлекали внимание писателей еще до появления трагедии Гете «Фауст». Как свидетельствуют историки, средневековый маг и чернокнижник доктор Фауст — личность историческая, легенды о нем начали складываться еще при его...смотреть целиком
  2. «Фауст» - легенда или жизнь
    “Фауст” Гёте — одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни. Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства,...смотреть целиком
  3. "Фауст" — Трагедия познания
    ...Что значит — знать? Вот в чем все затрудненья! Кто верным именем младенца наречет? Где те немногие, кто век свой познавали, Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали, С безумной смелостью к толпе навстречу шли? Их распинали, били, жгли... Гете...смотреть целиком
  4. Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»
    Любуясь гармоничной красотой окружающего мира, невольно задаешься вопросом: а кто же создатель всего этого великолепия? Подумать только, в бесконечном просторе Вселенной планета Земля — единственная планета, переливающаяся в лучах солнца синими, зелеными,...смотреть целиком
  5. Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»  Новое!
    Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии рубежа XVIII–XIX веков. О себе он писал: «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события». Свой...смотреть целиком
  6. Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»
    Фауст ищет истины в царстве красоты, вызывая к жизни образы античности. Бесстрашно спускается он в подземный мир, чтобы найти там призрак виновницы Троянской войны златокудрой Елены и сочетаться с ней браком. Брак Фауста и Елены символичен. Тут нет и...смотреть целиком
  7. Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем  Новое!
    Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части — безграничные возможности всего человечества....смотреть целиком