Сочинение по трагедии И. Гете «Фауст». В основу произведения «Фауст» положена народная книжка о Фаусте, которая появилась в XVI столетии. К этому сюжету неоднократно обращались и раньше (Марло, Видман и прочие), но только Гете создал новаторское по форме и духу произведение. Над «Фаустом» писатель работал фактически в течение всей жизни. Около 1773 года появился первоначальный вариант трагедии, так называемый «Прафауст». К работе над этим произведением поэт возвращается в 1778 году в Италии. В 1797-1801 гг. составляется окончательный его сюжет, создаются сцены «За городскими воротами», перевод Евангелия, соглашение с Рафаэлем и «Пролог на небе». В декабре 1828 года написана вторая часть трагедии.

Такая постоянность в обращении к фаустовской теме объясняется тем, что этот сюжет предоставлял Гете практически неисчерпаемые возможности для решения разнообразнейших вопросов. «Фауст» - отображение нелегкого духовного пути, как автора, так и человечества вообще.

«Фауст» - философская трагедия. С этой точки зрения очень важным для понимания произведения является «Пролог на небе». Поэт открывает нам величие космоса, чтобы спросить, а что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире. Развитие событий в произведении обусловлено ходом мыслей автора. Спор о человеке и возможностях его ума определяет всю проблематику трагедии. Господь подвергнет испытанию человека и убежден, что сомнения, посеянные в его душе Рафаэлем, пробудят в нем стремление к новым поискам и этим помогут оправдать свое высокое назначение. Лишь при таких условиях он достигнет высот.

Озираясь на прожитое, Фауст жалуется, что науки, познанные им, не раскрыли ему загадок и тайн природы, не сделали мудрее, необходимее людям: «Прожгли года!» В этих горьких словах раскрыт весь характер Фауста, неудовлетворенного собой. Фауст пробует познать суть бытия с помощью магии. И Дух земли, возмущенный дерзкой самоуверенностью ученого, ничего не открывает ему. Вместе с этим скрываются последние ожидания Фауста. Жизнь теряет смысл. От самоубийства спасает героя воспоминание о детстве, навеянном пасхальными пениями ангелов. Суть их песен - утверждение безоговорочного возрождения человека, который пришел трудными путями земного бытия. Фауст решает, что самоубийство - капитуляция человека перед Вселенной.







В сцене «Возле городских ворот», одной из важнейших в трагедии, Фауст возникает перед нами в тесном общении с народом. Простые люди окружают Фауста, искренне благодарят его за бескорыстную врачебную помощь. Фауст спасал людей во время эпидемии, он любит и понимает их. В этой прекрасной сцене И. В Гете утверждает глубокую и плодотворную мысль о том, что настоящий ученый должен постоянно ощущать свое единение с народом. В конце прогулки Фауста и Вагнера к ним пристает Рафаэль, облаченный у бродячего пуделя, и в таком виде проникает в дом за Фаустом в его кабинет. Доброжелательно шутя над собакой, ученый возвращается к прерванным занятиям: он решил перевести на немецком языке Евангелие. И работу Фауста перерывает Рафаэль - дух разрушения и сомнения. Уничтожая старое, он тем самым побуждает к рождению нового, а это дает возможность твердить, что, желая всему зло, он создает добро.

Рафаэль - дух творческого возражения, которое служит добру. Именно он берется удовлетворить ненасытное любопытство Фауста. Герои заключают между собой соглашение: Фауст станет слугой дьявола, если после исполнения его желаний он больше ничего не будет хотеть, удовлетворится, попросит покоя, признает, что настал миг, лучший в его жизни, потребует, чтобы он продолжался вечно. Фауст идет с Рафаэлем, надеясь, что таким образом познает смысл бытия, охватывает Вселенную своим духовным взглядом. Именно этого и ждет от него Господь, споря с духом зла. Рафаэль подвергает испытанию Фауста соблазнами: вином, бездельем, развлечениями, чувствительной любовью. Рафаэль - демон-спокусник. Верный себе, он убивает человеческие ожидания, разрушает души, разжигает животные инстинкты. Власть его распространяется лишь на слабых и пассивных. Наконец он вынужден сознаться: «… людей скольких уже я потерял, но течет жизнь широкой рекой». Вот почему ему так хочется победить лучшего из людей - Фауста, отвернуть его от поисков сути бытия, разубедить в силе человеческого ума. Рафаэль весьма находчив в своем старании сбить героя с пути истинного: он разжигает в сердце Фауста любовное неистовство.

И эпизод с Маргаритой - не просто подтверждение всем известной истины: «Не только в любви счастья». Как раз наоборот. Фауст не испытал счастья, так как не любил по-настоящему. Его чувство - дьявольский соблазн, поиск самореализации за счет другого человека. Вот почему оно осуждается и автором, и Богом. Как видим, беспокойство и неудовлетворенность Фауста, пессимизм и нигилизм Рафаэля - явления неодинакового порядка. Рафаэль уверен в невозможности познания конечных тайн природы и смысла человеческой жизни; Фауст, наоборот, уверен в бесконечных возможностях человека и в его грядущем счастье. Он постоянно оспаривает Рафаэля и противостоит его сухому рационализму, но вместе с тем трезвость Рафаэля, его циничная откровенность являются своеобразным реалистическим противовесом идеальным порывам Фауста.