Основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и ученый, Иоганн Вольфганг Гете в истории мировой культуры оставил свой след, прежде всего как поэт. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском произведении-трагедии «Фауст» художник изложил свои размышления о смысле жизни, что он видел в деяниях во имя человека. Трагедия «Фауст» – это страстное прославление исконного стремления человечества к знанию, истине, путь поиска которой соединен с трагическими ошибками. Трагедия открывается «Прологом на небе», где сталкиваются два философских взгляда на смысл человеческого бытия. Спор Бога с Мефистофелем о достоинстве человека, о его возможности и смысле существования заканчиваются согласием Господа на эксперимент, который Мефистофель собирается провести с доктором Фаустом. Оптимистичный взгляд Бога, основанный на вере в человеческий ум, творческие силы, позволяет создателю утверждать, что Фауст останется верным ему, а Мефистофель нужен разве для того, чтобы не давать людям успокаиваться и довольствоваться малым: «Человек не вечно деятельности радуется. Более всего любит покой. Нужен ему спутник подвижный, чтобы бесом играл и возбуждал к действиям».

Да, Фаусту суждено многое испытать, преодолеть различные искушения, чтобы найти себя, осознать собственное величие и призвание. Ученый-энциклопедист, разочарованный в научных поисках истины, обращается к магии. Глубокое отчаяние Фауста, которого не могут удовлетворить схоластические теории, приводит его к ощущению душевного опустошения. Мефистофель – энциклопедическая образованность. Он мудрый и знает человеческую натуру, умеет воспользоваться человеческими слабостями, всегда спокойный, страсти и эмоции, его не волнуют, людей он просто презирает: «Я так люблю живых людей, Как любит кот живых мышей». Мефистофель живет без иллюзий, без надежд и без веры.

Фауст сначала равнодушен к земным утехам и радостям, соблазнам и обещает дьяволу выполнить любое желание. Его волнует смысла человеческого бытия, собственный опыт и переживания. Но он соглашается отдать душу Мефистофелю в том случае, если перестанет искать, удовлетворится тем, что имеет. И дьявол принимает это условие.

Искушения реальной жизни, молодость, любовь… Фауст не устоял против чар любви, но Маргарита не смогла дать ему ощущение безграничного счастья. Груз вины за потерянную жизнь любимой ложится на Фауста. На склоне своих лет герой приближается к воплощению своего идеала: высший смысл бытия он видит в служении людям, в вечном стремлении к знанию, в поисках совершенства.

Трагедия «Фауст» написана Гете не об одном человеке. Она посвящена современному и будущему человечества, его бедам, надеждам. Это произведение является отражением вечного споры Фауста и Мефистофеля, добра и зла, которые живут в каждом из нас. Призыв Фауста не успокаиваться, не впадать в самодовольную спячку, а действовать, изменяя жизнь и самого себя к лучшему, актуален и сегодня: «Лишь тот жизни и свободы достоин, кто бьется с каждым днем за них». Только в труде и вечном поиске возможно развитие и совершенствование человека, без него наступает духовная смерть – вот, пожалуй, один из главных выводов бессмертной трагедии.

Похожие сочинения

  1. Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»
    Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против неверия человека в собственные силы. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни пытки на дыбе, ни колесования, ни костры не сломили этой...смотреть целиком
  2. “Фауст” – драматическое произведение
    “Фауст” – драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды могут быть поставлены на сцене. Это одновременно и трагедия, и колоссальная философская поэма, которая отобразила поиски целой эпохи немецкой мысли. Самому автору...смотреть целиком
  3. Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного
    Сочинение по произведению «Фауст». «Фауст» - один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. «Фауст» есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого произведения - проблема единства идеала и реальной жизни -...смотреть целиком
  4. Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»
    Фауст историческое лицо, сведения об этой фигуре сохранились весьма многочисленные. Он жил в первую половину XVI века и, по одним сведениям, был действительно доктор, по другим — магистр. Об Иоганне Фаусте упоминает соратник Лютера, Ме-ланхтон; есть...смотреть целиком
  5. Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля
    В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными ярморочными спектаклями, в которых...смотреть целиком
  6. Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла
    Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита со своим ангельским характером, душевным целомудрием, воспитанная по законам патриархальной морали, искренне...смотреть целиком
  7. Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»  Новое!
    Фауст ищет истины в царстве красоты, вызывая к жизни образы античности. Бесстрашно спускается он в подземный мир, чтобы найти там призрак виновницы Троянской войны златокудрой Елены и сочетаться с ней браком. Брак Фауста и Елены символичен. Тут нет и...смотреть целиком