Родился Йоганн Вольфганг Гете 28 августа 1749 года в семье франкфуртских купцов и рано обеспечил себе прочное положение и безбедное существование. В 1775 году Гете был приглашен герцогом Сакс-Веймарским Карлом Августом в столицу маленького государства и остался здесь на всю жизнь. Веймар с населением три тысячи человек притягивал к себе выдающихся деятелей немецкой культуры. Гете стал одним из управляющих герцогства, сохранив внутреннюю независимость. Он часто и надолго выезжал из Веймара, в 1786 году даже убегал отсюда в Италию, он тяжело переносил узость провинциальной жизни, но всегда возвращался сюда, в свой дом. При жизни Гете происходили такие выдающиеся социальные и политические события как французская революция, наполеоновские войны.

В 1808 году в Эрфурте состоялся разговор Гете с Наполеоном. Главным же делом его жизни стало написание трагедии «Фауст». Гете в 1832 году внес последние поправки в главное произведение своей жизни и в марте этого же года умер. Он и не планировал выпустить в мир полный текст «Фауста» при жизни: первая часть была опубликована фрагментами в 1790 году, полностью - в 1808 году, из второй части печатались отрывки. Гете с его тонким восприятием старины, ощутил красоту и значимость сюжета о Фаусте еще в юности. Писатель отдал основной книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, а и литературные обработки. Использовал он также и легенду о Симоне-Маге. Гете нашел простой способ, как соединить эти два сюжета: Рафаэль омолаживает ученого и превращает его в юношу.

Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только «из юношеского ритма крови» поэта. Гетевский Фауст мало чем похож со своими праобразами. Он наделен чертами человека не средневековья, а эпохи Возрождения. Наверное, поэтому вся культура новой эпохи была определена Шпенглером как «фаустовская». Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В «Прологе на небе» изображена встреча Господа и его архангелов с Рафаэлем, которая приобретает символическое значение.

Основной предмет разговора - это человек. Кто он такой? Какое его место в мире? В прологе Господь утверждает силу человеческой личности, ее способность к развитию, поиску смысла жизни, хотя соглашается, что она не совершенна. Именно таким человеком Бог представляет Фауста. Но Господь также не признает Рафаэля как олицетворение зла, и это подтверждают его слова:
Таким, как ты, я никогда не враг.

* Из духов отрицанья ты всех мне
* Бывал в тягость, плут и весельчак.
* Из лени человек впадает в спячку.
* Ступай, расшевели его застой,
* Вертись пред ним, и беспокой
* И раздражай его своей горячкой.

Этими словами Господь дал волю Фаусту в выборе между ним и дьяволом, зная, что сильный, мыслящий человек всегда сомневается, но сам приходит к желаемым выводам. Встреча с Рафаэлем такому человеку лишь поможет избавиться от своей нерешительности. Рафаэль, наоборот, говорит о человеческой никчемности, которая не позволяет человечеству приблизиться к вершинам духа. Что есть человек на земле - «божественное создание», которое стремится к истине, или «животное из животных»? Это главная проблема пролога, который определяет идейное содержание трагедии «Фауст». В отличие от трагедии, легенда не имеет такого пролога.

Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но вопреки этому он не является идеальной личностью. Фауст не удовлетворен знаниями, которыми он владеет, и стремится к большему. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает ее переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько велико, что он решает покончить жизнь самоубийством. Рафаэль находит Фауста в его кабинете, где тот уже много раз бьется над раскрытием тайн мира, и составляет с ним соглашение. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать. Но в тот миг, когда Фауст ощутит удовлетворение жизнью и счастье, он должен умереть, а душа его будет принадлежать Рафаэлю.

И это будет плата за земное блаженство. Этот эпизод поэмы имеет также расхождения с легендой, поскольку в легенде Рафаэль и Фауст заключают сделку только на 24 года (согласно ей, Рафаэль, оставаясь невидимым, должен являться к Фаусту по его желанию и выполнять все его распоряжения, Фауст же отказывается от Бога и отдает душу сатане). Со временем Рафаэль возвращает нашему герою молодость и в результате он влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия - любовь Фауста и Маргариты - является нововведением Й. В. Гете).




Рафаэль считает, что именно в этом Фауст найдет тот прекрасный миг, но ошибается. Сначала по воли Рафаэля умирает мать Гретхен, а потом и брат Валентин. Беременная молодая девушка считает себя виновной в этих смертях и попадает в тюрьму. Вопреки всем мольбам Фауста убежать с ним Маргарита не соглашается, так как считает себя виновной и умирает в тюрьме. Но даже после всех ее грехов душа Маргариты попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины. Итак, в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды.


Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему разные услуги с помощью всесильного Рафаэля. От брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной у него рождается сын Евфорион, который со временем гибнет. Фауст старается вырастить человека в колбе - Гомункулуса, но тот тоже гибнет. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о светлых и счастливых городах, которые, по его желанию должны появиться для людей. Свою мечту он хочет осуществить на острове, который подарил ему император, но он почти не пригоден для жизни. В конце концов герой ощущает миг высочайшего удовлетворения:

* Вот мысль, которой весь я предан,
* Итог всего, что ум скопил.
* Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
* Жизнь и свободу заслужил.
* Так именно, вседневно, ежегодно,
* Трудясь, борясь, опасностью шутя,
* Пускай живут муж, старец и дитя.
* Народ свободный на земле свободной
* Увидеть я бы хотел такие дни.
* Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
* О, как прекрасно ты, повремени!
* Воплощены следы моих борений,
* И не сотрутся никогда они».
* И, это торжество предвосхищая,
* Я высший миг сейчас переживаю.

Больше Фаусту нечего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай и встречается с душой Маргариты. Она любит его, как и раньше. Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто ощущал недовольство. Только среди природы, ощущая ее частью себя, он воспринимает мир, как гармонию. Жизнь принесла ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не напрасно. Уже в конце своей жизни Фауст это понял.

Итак, во второй части Гете отошел от легенды, логически развивая характер человека, который видел свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия. Фауст - вечный образ, он не случайно стал достоянием мировой культуры, так как в каждый исторический период воплощал характерные особенности того времени, в котором жил и создавал его автор: средневековый народ Европы, просветитель Й. В. Гете, романтик и реалист А. С. Пушкин.

Похожие сочинения

  1. Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»
    Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против неверия человека в собственные силы. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни пытки на дыбе, ни колесования, ни костры не сломили этой...смотреть целиком
  2. Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля
    "Поэзия — дар, свойственный всему миру и всем народам, а не частное наследственное владение отдельных тонких и образованных людей". И.-В. Гете 29 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне родился Иоганн Вольфганг Гете. Именно этому ребенку...смотреть целиком
  3. Философская глубина великого творения Гете «Фауст»
    Философскую глубину великого творения Гете, как мы знаем, оценили такие выдающиеся мыслители эпохи Гете, как Шеллинг и Гегель. Но они ограничились краткими суждениями общего характера. Между тем широкие круги читателей почувствовали, что «Фауст» требует...смотреть целиком
  4. Противоречивость образа Фауста  Новое!
    Слепец, кто гордо носится с мечтами, Кто ищет равных нам за облаками! Стань твердо здесь — и вкруг следи за всем: Для дельного и этот мир не нем. И. В. Гёте Гёте писал философскую драму «Фауст» почти всю жизнь: первые наброски относятся к 1773...смотреть целиком
  5. "Фауст" — Трагедия познания
    ...Что значит — знать? Вот в чем все затрудненья! Кто верным именем младенца наречет? Где те немногие, кто век свой познавали, Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали, С безумной смелостью к толпе навстречу шли? Их распинали, били, жгли... Гете...смотреть целиком
  6. Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»  Новое!
    Начало - кабинет Фауста, 80-летнего старика, почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он практически ничего не знал. Фауст одержим идеей познания, он близок...смотреть целиком
  7. Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст")  Новое!
    Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный ҹеловек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творҹество Гете является тоҹным 5ражением...смотреть целиком