Рафаэль Врубеля - циник, самоуверенный делец который ни во что не верит (сцены разговора с учеником), злой обманщик, азартный игрок в композиции полета. Образ Фауста на панно благородный, прекрасный, но в определенной мере тривиальный в своем амплуа любовника и обольстителя девушки (”Фауст и Рафаэль в саду”). И все-таки он углубляется, когда в старом возрасте герой болезненно размышляет о бесполезности познания или стремится к жизни и любви в “Полете…” или мудрости ученого, который познал жизнь и людей. Роман Ф. Клингера “Жизнь, действие и гибель Фауста” (1791). В романе речь идет о странствиях героя Германией, Францией, Англией, Не удовлетворенный состоянием науки, он вступает в союз с посланцем ада Рафаэлем. Странствуя, видит недостатки общества. Внимание в романе предоставляется не столько личности героя, сколько антифеодальной сатире. Фауст - Л. Шпора решил использовать адские силы в пользу добрых дел.

Но это ему не удается осуществить. С помощью Рафаэля он освобождает вора Кунигунду, невесту благородного графа Гуго. Влюбившись в нее и забыв о Розхен, дочери ювелира, Фауст получает у ведьм любовное зелье. Граф, разозленный недвусмысленными наушничествами Рафаэля, требует дуэли, которая завершается смертью Гуго. Переживая укоры совести, Фауст хочет вернуться к Розхен, однако Рафаэль уже успел посеять смятение в душе девушки, и она прибегает к самоубийству. Оперу завершает торжество адских сил, которые забирают душу грешника в свои владения. Первая постановка оперы Шарля Гуно “Фауст” не имела успеха. Композитор перерабатывает ее, дописывает речитативы, создает новые номера, балетные сцены. Эта редакция, которая выполняется и в наши дни, была поставлена впервые на сцене парижской “Гранд-Оперы” в 1896 г. В этом же году шла и на русской сцене - в Марийском театре.

Литературной основой для оперы Гуно стала первая часть трагедии Гете. Но за пределами оперы осталось ее философское содержание, проблематика. В центре оперы - не драма мысли и чувства Фауста, а судьба Маргариты. Музыка мелодично богата, ей присущи рельефность, выразительность, театральность, контрастность образов, лиризм. Основоположник нового оперного жанра Ш. Гуно пошел путем заземления сложных философских сюжетов мировой литературы, создавая типы современных Фаустов и Гамлетов. Лирика в его произведениях связана с бытовой стихией, с воспроизведением образов и отношений повседневности. Феруччо Бузони - итальянский композитор, пианист, дирижер, музыковед, педагог.

С 8 лет он давал сольные концерты в европейских столицах. Рано проявил и композиторские способности. В 16 лет уже имел 150 собственных произведений. Композиторское образование получил в Вене и Лейпциге. В 1890 г. ему вручили первый приз за композицию на Первом международном конкурсе имени А. Рубинштейна в Петербурге. С 1888 г. Бузони преподавал игру на фортепиано в Музыкальном институте Гельсингфорса, в 1890 - 1891 г.г. был профессором кафедры фортепиано Московской консерватории, в 1891 - 1892 г.г. он профессор кафедры фортепиано в Новоанглийской консерватории Бостона. Последние года жизни провел в Берлине. Творчество Бузони - синтез итальянской виртуозности и немецкой романтической страсти. Много его произведений, которые не были оценены при жизни композитора, позднее привлекли внимание слушателей.




Среди большого композиторского наследия Бузони оперы: “Выбор невесты”, ” Турандот”, “Доктор Фауст” (по старым немецким легендам), “Арлекин, или Окно”. “Фауст” всегда интересовал театр во времена кризисов и перестроек. Только за последние годы в Европе появилось множество постановок гетевской трагедии, среди которых - спектакли П. Штайна, Р. Чулли, Ю. Юхананова, Ю. Любимова и др. Особое внимание привлекает любимовская постановка в театре “На Таганке”. Она отличается от других, прежде всего форматом. Это не монументальная эпопея, а почти легкомысленная шутка, легкий эскиз, в котором все глубокомыслие кроется в действии. Любимов, всегда чувствительный к веяниям времени, лучшие свои работы последних лет выполняет именно в форме эстрадного шоу, варьете, ревю. В эстетике “Фауста” он возвращается к юности режиссерского театра - исследований Мейерхольда, эксцентричности 20-х годов. Вместе с режиссерами нового времени Любимов отдает предпочтение внутреннему аспекту, а не физическому.


В отличие от предыдущих любимовских спектаклей, где дьявол правит балом (то ли “Мастер и Маргарита”, то ли произведения на темы Пушкина и Гоголя), пасмурный демонизм в “Фаусте” отсутствует. Скажем, сцены Вальпургиевой ночи выполнены у Любимова с той же легкостью эстрадного ревю, которой обозначен и весь спектакль, а удачно продуманная форма определила его сущность. Поражает стильная декорация, темпераментные, талантливые актеры, жестко определенный ритм. Одетые в черные фраки черти, вооруженные метлами, звонко и неутомимо сметают все на своем пути. Любимов дерзко превращает в клоунаду святая святых - философский трактат о трагическом познании человеческой природы.

В Америке, в Вашингтоне, действует театр-студия Станиславского под руководством Андрея Маляева-Бабеля и Паати Цикуришвили. Их репертуар - произведения Чехова, Пушкина, Достоевского, Мольера, Сервантеса, Гете. Каждый спектакль - это что-то чрезвычайное, новое современное, динамическое. Этому синтетическому театру нет аналога в мире. В нем объединились все его виды: опера, драма, балет, пантомима, музыка. Любимый композитор в этом театре - А. Шнитке. В “Фаусте” юную и чистую душой Маргариту сопровождает музыка С. Прокофьева, в трагических сценах звучит концерт для скрипки Шнитке, гулянка в склепе Авербаха, музыка Шостаковича. Сценарий “Фауста” написал А. Маляев-Бабель.

Его Рафаэль отличается от традиционного демона. Он милый, волшебный, привлекательный, и только паутина, с которой герой не расстается, напоминает о его дьявольских намерениях. В спектакле немало находок: образы, живые декорации, замечательные костюмы, свет - все наполнено глубоким содержанием и требует соучастия и работы мысли. Фауст - вечный образ. Он не случайно стал достоянием мировой культуры, ведь в каждом историческом периоде этот образ воплощал характерные особенности того времени, в котором жил и создавал его автор.

Похожие сочинения

  1. Философский смысл образа Фауста
    ...Не такой, как все; он служит по-иному; Ни пить, ни есть не хочет по-земному; Как сумасшедший, он рассудком слаб, Что чувствует и сам среди сомнений; Всегда в свои мечтанья погружен, То с неба лучших звезд желает он, То на земле — всех высших...смотреть целиком
  2. Гомункулус
    ГОМУНКУЛУС (нем. Homunkulus от лат. человечек) — центральный персонаж второй части трагедии И.В.Гете «Фауст» (1797-1831). Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,— коронная идея средневековой алхимии,...смотреть целиком
  3. Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля
    "Поэзия — дар, свойственный всему миру и всем народам, а не частное наследственное владение отдельных тонких и образованных людей". И.-В. Гете 29 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне родился Иоганн Вольфганг Гете. Именно этому ребенку...смотреть целиком
  4. Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»  Новое!
    Начало - кабинет Фауста, 80-летнего старика, почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он практически ничего не знал. Фауст одержим идеей познания, он близок...смотреть целиком
  5. Трагедия Гете «Фауст»
    В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные...смотреть целиком
  6. Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного
    Сочинение по произведению «Фауст». «Фауст» - один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. «Фауст» есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого произведения - проблема единства идеала и реальной жизни -...смотреть целиком
  7. Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла
    Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита со своим ангельским характером, душевным целомудрием, воспитанная по законам патриархальной морали, искренне...смотреть целиком