Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высоко­идейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают только «возвы­шенные образы»; другие, напротив, выставляют «выпукло и ярко на всена­родные очи» повседневные характеры, которыми «кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога».

Гоголь выбрал путь писателя-реалиста, писателя-сатирика, беспощад­ного обличителя пошлости и косности. Он убежден в том, что «автор должен сказать святую правду» своим читателям, как бы ни была она горька.Гоголь предвидит обвинения «со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устраивают судьбу свою за счет дру­гих». Писатель имеет в виду косную, консервативную и реакционную часть русского общества, высмеянную им в «Мертвых душах». Так называемые патриоты, эти «хозяева жизни» нападали на всякую книгу, в которой вы­сказывалась «горькая правда». Подлинными патриотами Гоголь считает тех, кто не боится смотреть правде в глаза, кто громко говорит о недугах отчизны и своим трудом способствует ее процветанию.

Все надежды на обновление жизни писатель связывает с молодым по­колением. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Похожие сочинения

  1. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
    Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского. Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор, горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические томики, как живой...смотреть целиком
  2. Гоголь и его произведения  Новое!
    Н.В. Гоголь наряду с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым считается создателем нового направления в русской литературе XIX в. – реализма. Изображение социально-бытовых подробностей жизни обыкновенного человека (социально-бытовая детализация), взаимоотношения...смотреть целиком
  3. Женские образы в произведениях Н.В. Гоголя
    Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает...смотреть целиком
  4. Манилов и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме «Мертвые души» при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных...смотреть целиком
  5. Гоголь-сатирик
    Работая над \\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\"скучного\\\". Она широка, эта область - от внешне...смотреть целиком
  6. Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?
    Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже...смотреть целиком
  7. Чиновничество в произведениях Н. Гоголя
    В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий — уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены...смотреть целиком