Развенчание «аристократов духа», противопоставляющих себя народу, дано писателем и в пьесе «Дачники»; сатирическая акцентировка здесь ясно проявляется в изображении таких героев, как Суслов, Басов, Шалимов, Калерия. Высокопарные рассуждения, красивые слова этих героев скрывают за собой душевную опустошенность, отсутствие воли, действия, творчества. В «Русских сказках», написанных после 1905 года, Горький подверг острому обличению разнообразные явления общественной жизни дореволюционной России. Писатель бичевал политический произвол, политику «умиротворения», которую проводили правящие сферы. Он разоблачал идейное ренегатство, проповедь пессимизма, культ «своевольной» личности, декадентское искусство, воспевание аморальности и духовного распада. «Русские сказки» тесно соприкасаются с сатирическими началами таких произведений данного периода, как «Последние», «Васса Железнов».

С большой выразительностью черты сатирического изображения жизни проявились в очерках об Америке. Писатель глубоко раскрыл типические особенности того нового социального рабства, которое создал монополистический капитал. В очерке «Один из королей республики» Горький нарисовал яркий портрет американского миллионера, принадлежащего к небольшой кучке людей, являющихся подлинными хозяевами капиталистической Америки. Власть этого некоронованного правителя захватывает производственную деятельность страны и ее политическую жизнь, культуру и быт, науку и искусство. Негласно он направляет действия правительства, его политику, в своих руках он держит все нити общественного управления. Изображая «город, желтого дьявола» — Нью-Йорк, Горький показывает, как капитализм, делая бизнес основным содержанием жизни людей, стремится вытравить у них все человеческое, устанавливает господство безликости, унылого, мрачного стандарта.

Замечательные образы, проникнутые острым критицизмом, Горький создает в послеоктябрьских пьесах «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». Перед нами предстает целая галерея людей, стремящихся отстоять, защитить обреченный на гибель старый буржуазный порядок, людей, воплощающих принцип капитализма — «человек человеку волк».

И по своему содержанию, и по художественным приемам обличение, сатира Горького во многом отличается от сатиры Гоголя. Но вместе с тем она близка и родственна основному пафосу гоголевского творчества. Развитие традиций Гоголя в творчестве Горького выражается не в частных моментах, а прежде всего в освещении важнейших явлений жизни, крупных социальных проблем. Разоблачая буржуазию, господствующие классы эпохи империализма, Горький отразил социальные процессы в свете революционных перспектив, перспектив строительства социализма.

На разных этапах творческой деятельности Горького его оценки Гоголя не оставались неизменными. В некоторых его высказываниях, как, например, в каприских лекциях по истории русской литературы, проявилось несомненное преувеличение реакционных черт мировоззрения и творчества Гоголя. Но эти суждения и оценки, обусловленные особенностями идейно-литературной борьбы определенного времени, не меняют общего отношения Горького к творцу «Мертвых душ» и «Ревизора».

Творческий опыт автора «Ревизора» и «Мертвых душ» получил достаточно широкое претворение В многонациональной литературе. Но эта большая тема требует особого рассмотрения, которое выходит за пределы замысла и плана данной книги. Вместе с выяснением роли гоголевских традиций в русской литературе XIX века представляется целесообразным проанализировать хотя бы в общих чертах восприятие творчества Гоголя в последующий период, в XX веке, и не только на родине писателя, но и в других странах, охарактеризовать его мировое значение.