При изображении обездоленных «маленьких» людей Гоголь нередко использует, как уже отмечалось, сочувственный юмор. Но комический элемент здесь сливается с трагическими началами. Создавая образы «власть имущих», писатель нередко рисовал мнимую трагичность переживаний отдельных героев. Мнимая трагедия отражена, например, в «скорбно-патетических» монологах Сквозник-Дмухаиовского в пятом . акте «Ревизора», с подобной «трагедией» мы встречаемся в описании невероятных происшествий, приключившихся с майором Ковалевым. «Драматизм» положений, переживаний этих героев развенчивается посредством освещения тех целей, к которым они стремятся.

Совсем по-иному изображены «маленькие» люди; их жизнь заключает в себе подлинную трагедию. Она не всегда осознается «маленьким», униженным человеком, но от этого не становится менее глубокой. И самые формы ее выявления разнообразны.

Характерная особенность «Тараса Бульбы» состоит в том, что героика здесь сплетается с трагическими мотивами и одновременно с комическим элементом. Источником комизма в исторической эпопее служат прежде всего некоторые стороны «широкого» проявления вольных характеров. Гоголь избегал ригоризма и аскетической строгости в изображении своих героев, и это усиливало их жизненную, психологическую убедительность. В отличие от петербургских повестей трагедийные начала «Тараса Бульбы» обусловлены не обездоленностью действующих лиц, а теми тяжелыми утратами, которые приносит с собой суровая борьба за национальное освобождение. Трагические испытания, выпадающие на долю Тараса Бульбы и его соратников, выступают в эпопее как историческая неизбежность, как одна из сторон их жизни, героических деяний.

Переходя к более подробному рассмотрению основных путей и способов реалистического обобщения жизни в произведениях Гоголя, следует подчеркнуть неправомерность сведения творческого метода писателя к одной, двум особенностям. Так, например, произошло с характеристикой исследователями бытового окружения, предметного мира как средства обрисовки героев. Нередко этот подход оценивается как главный и едва ли не единственный способ изображения характеров у Гоголя. Однако бытописателем в собственном смысле этого слова он никогда не был. Придавая существенное значение обрисовке условий жизни, бытовой среды для раскрытия духовного облика действующих лиц определенного склада, писатель вместе с тем широко использовал и другие художественные средства.

Поэтому нельзя согласиться, например, с Л. Мышковской, которая определяющую особенность реалистического искусства Гоголя видит в том, что своих героев ОН рисует прежде всего посредством изображения окружающего их предметного, бытового мира. «Именно в нем и через него,— отмечает Л. Мышковская, они больше всего и познаются». «Предметное окружение героев у Гоголя, вещи у него не просто фон, где развивается действие, как у многих писателей; они у него часто те же обличители, одно из сильнейших орудий его негодующей сатиры»

При дифференцированном подходе к произведениям Гоголя нельзя не увидеть односторонности и неправильности этой точки зрения. Несомненно, что в таком произведении, как «Старосветские помещики», материально-бытовое «окружение» играет важную роль в характеристике действующих лиц, но уже с иным способом изображения жизни мы встречаемся в петербургских повестях, особенно в «Невском проспекте» и «Шинели». Здесь на первый план выступает не быт как таковой, а контрасты действительности, с которыми сталкивается герой. Бытовой уклад уступает здесь место полному противоречий социальному «окружению».

Гоголя-художника отличало глубокое чувство жизненной правды. Он был суровым обличителем фальши, лжи, лицемерия. За внешним и кажущимся писатель раскрывал истинную сущность событий и людей. Писатель беспощадно развенчивал мнимо значительное, срывал покровы, в которые облачались низменные стремления, действия, социальные пороки. «Эти ничтожные люди,— писал Гоголь о героях «Мертвых душ»,— однако ж, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других, разумеется, только в разжалованном виде из генералов в солдаты» (VIII, 294). В «Театральном разъезде» относительно «Ревизора» говорится, что в нем «сильнее и глубже поражено смехом лицемерие, благопристойная маска, под которой являются низость и подлость, плут, корчащий рожу благонамеренного человека».

В качестве существенной черты того реалистического направления, которое утверждал писатель, Белинский отмечал «уничтожение всего фальшивого, ложного, неестественного». В статье, посвященной «Мертвым душам», он подчеркивал, что это творение «столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни»

Похожие сочинения

  1. Почему Н. В. Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой
    Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно...смотреть целиком
  2. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  3. Образ Петербурга в произведениях Гоголя
    Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость...смотреть целиком
  4. Видимый миру смех в произведениях Гоголя
    Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь Своей карающею лирой. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя! Н. А....смотреть целиком
  5. Отображение творчества Гоголя в искусстве
    Освещая эту большую тему, я должен рассказать о том, что Гоголь с детства любил народные песни и тонко их понимал. Об этом говорится в монографии В. Беркова «Гоголь и музыка» и статье И. Злотниковой’, а в книге Г. Тюменевой «Гоголь и музыка» (М., 1966)...смотреть целиком
  6. Раскрытие характера Хлестакова
    Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: «...никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа». И «оттого еще глубже сердечное содрогание» зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и «трудным»...смотреть целиком
  7. Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений  Новое!
    С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие...смотреть целиком