Работая над \\\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\\"скучного\\\\". Она широка, эта область - от внешне идиллических форм бытия в пределах запущенного поместья Товстогубов до анекдотической ссоры и тяжбы двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна, рассказ о которых заканчивается знаменитыми словами: \\\\"Скучно на этом свете, господа!\\\\"
Открывается повесть нарочито восторженным описанием костюма, дома и сада Ивана Ивановича. И чем больше \\\\"восторгается\\\\" писатель своим героем, тем большая никчемность этого человека раскрывается перед нами. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь \\\\"богомольного человека Ивана Ивановича\\\\", который в церковь ходит лишь для того, чтобы после службы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать. Он рассуждает \\\\"очень логично\\\\":

- Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью...

Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович в силу привычки окружающих и благодаря своему имущественному положению слывет в Миргороде за порядочного человека.

Таким же \\\\"хорошим\\\\" является его сосед Иван Никифорович. Он не столько высок, сколько \\\\"распространяется в толщину\\\\". Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иван Иванович, \\\\"эстет\\\\", только говорит в ответ: \\\\"Довольно, довольно, Иван Ни-кифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова\\\\". Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля \\\\"прекрасные люди\\\\".

Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Ни о каком духовном росте, самосовершенствовании личности речь не идет. Эти герои даже слов таких не знают. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. И когда возникает малейшая преграда на пути этих потребностей, то разражается настоящее сражение. Причем методы, которыми пользуются обе стороны, такие же недостойные, как и их исполнители.

С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из закадычных приятелей Иван Иванович и Иван Никифорович делаются заклятыми врагами. Между ними разворачиваются \\\\"военные действия\\\\", закончившиеся порчей гусиного хлева Ивана Никифоровича, с \\\\"рыцарским бесстрашием\\\\" совершенного Иваном Ивановичем.

С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь Миргород, в котором имели место данные события. Какой духовности и высоты помыслов можно ждать от жителей города, главной примечательностью которого являлась \\\\"удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Дома и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее...\\\\"
Герои повести с возникновением ссоры оживились, воспряли духом. У них появилась цель в жизни. Каждый хочет выиграть тяжбу в суде. Они ездят в город, подают бумаги во все инстанции, тратят свои доходы на подношения чиновникам всех рангов, но никаких видимых результатов не достигают. Они стоят на одной ступени общественной лестницы. Поэтому \\\\"их дело\\\\" вряд ли завершится в обозримом будущем. Оно кончится только по смерти одного из судящихся. Но ни Иван Иванович, ни Иван Никифорович этого не понимают. Иллюзию жизни они принимают за саму жизнь, потонув в тяжбах и кляузах, они утеряли тот первоначальный комфорт и благополучие, которые имели.
\\\\"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\\" вошла в сборник \\\\"Миргород\\\\" наряду с историко-героической повестью \\\\"Тарас Бульба\\\\". Такое соседство помогло писателю показать всю мелочность и низость поступков и помыслов Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича по сравнению с настоящими подвигами Тараса и его соратников. Скучно становится автору от созерцания своих героев. Неужели прошли времена великих поступков?! Эту тему автор продолжает в своем гениальном произведении \\\\"Мертвые души\\\\".

Похожие сочинения

  1. Значение творчества Гоголя для русской литературы
    Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении...смотреть целиком
  2. Художественная летопись времени (обзор творчества)
    ...Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  3. Замысел цикла повестей об Украине Гоголя
    Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о "Вечерах". Пушкин писал издателю "Литературных прибавлений к "Русскому инвалиду": "Сейчас прочел "Вечера близ...смотреть целиком
  4. Сатирический гений Н. Гоголя
    В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею...смотреть целиком
  5. Общечеловеческие аспекты в персонажах Гоголя
    Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего произвола в России. Это также время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего в условиях крепостничества. Гоголь – великий...смотреть целиком
  6. Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни
    Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести...смотреть целиком
  7. Использование фантастики в петербургских повестях Гоголя  Новое!
    Отличительную черту петербургских повестей составляет использование фантастики в целях реалистического анализа жизни. С особым блеском писатель осуществил это в «Носе» - произведении поистине великолепном. Важную функцию выполняет фантастика и в «Шинели»,...смотреть целиком