\"Красота – одно из имен Божиих\", – писал кто-то из святых. Позднее в русской литературе началось много споров о красоте, через несколько десятилетий один из героев Достоевского скажет: «Красота спасет мир\", однако Гоголь, воз можно, единственный и то время стал писать о высшей красоте как о проявлении Божественного в человеке (\"Но вы имеете еще высшую красоту, чистую прелесть какой-то особенной, одной. вам свойст венной невинности, которую я не умею определить словом, но в которой так и светится всем ваша голубиная душа\" (т.6, с.16)).

В этой статье нашли особенно яркое отражение слова Гоголя из \"Авторской исповеди\" о том, что \"венцом всех эстетических нас лаждений\" в нем \"осталось свойство восхищаться красотой души человека\"(т.6, с.224).Красота для Гоголя неразрывно связана с христианской добродетелью – чистотой душевной, а все письма представляют собой призыв к милосердию и любви, обращенный именно к женщине. Он изображает свет как больницу, в которой люди \"и болеют, и страждут, и нуждаются, и без слов вопиют о помощи, – и, увы, даже не знают, как попросить о ней (т. 6, с.15).

Эти слова перекликаются с другой статьей \"Что такое губернаторша\". В ней Гоголь пишет: «Друг мой, вспомните вновь мои слова, в справедливости которых, говорите, что сами убедились: глядеть на весь город, как лекарь глядит на лазарет\" (т. 6, с,93). Вся статья \"Что такое губернаторша\" тесно связана с письмом к А. О. Смирновой, чей муж, И. М. Смирнов, в 1845-1851 годах был калужским губернатором. В письме от 28 июля 1845 года н. ст стилю, на написанном Гоголем из Карлсбада, он обращает ее влияние на возможность влияния губернаторши на общество: \"...Ваше влияние – на жен чиновников вообще, по мере прикосновения их с жизнью городскою и домашнею и по влиянию их на мужей своих, существеннейшему и сильнейшему, чем все другие власти. Губернаторша как бы то ни было первое лицо в городе.

Благодаря нынешнему направлению обезьянства, с вас будут брать и заимствовать все до последней. без безделицы\".(т. 3, с.317). Это утверждение находит отражение и в статье – \"Вы первое лицо ж городе, с вас будут перенимать все до последней безделушки, благодаря обезьянству моды и вообще нашему русскому обезьянству\" (т. 6, с.93). Гоголь пишет о вреде роскоши и страсти к новым платьям: «Гоните роскошь Не пропускайте ни одного собрания и бала приезжайте те именно затем, чтобы показаться в одном и том же платье...\"(т.6, с.93). Об этом он писал и в своем письме к Смирновой: \"Смотрите, чтобы вы всегда были одеты просто, чтобы у вас как можно было поменьше платья\"(т.9, с.317).

В обоих письмах он советует получше узнать людей города. Б письме, адресованном Смирновой, \"Что такое губернаторша\", Гоголь просил не отвращаться ни от каких людей: «Не пугайтесь же ивы мерзостей и особенно не отвращайтесь от тех людей, которые вам кажутся почему-либо мерзки\" (т.6, с.103).

О том, насколько внутреннюю душевную красоту Гоголь ценил более внешних качеств, говорят слова из его письма к Анне Михайловне Вьельгорской от 29 октября 1848 года: «Вы бываете хороши только тогда, когда в лице вашем проявляется благородное движенье; видно, черты лица вашего затем уже устроены, чтобы выражать благородство душевное...\"(т.9, с.440). Эти слова отрицают понятие о красоте, увиденное им в \"Толковании на св. Матфея Евангелиста- \" св. Иоанна Златоуста: «Для того-то тотчас и истлевает тело, чтобы ты мог видеть в наготе красоту души ... Не в теле красота, но красота тела зависит от того образования и цвета, который отпечатлевает душа в существе его...\" .

Но такое понимание роли женщины в обществе пришло к Гоголю не сразу. Женские образы ранних его произведений (\"Вий\", \"Тарас Бульба\") несут в себе лишь соблазн и гибель. Так, прекрасная панночка убивала всех, очарованных ею, а красота полячки приводит к - измене казака Андрия. Образ Улиньки в \"Мертвых душах\" уже несет в себе те черты, которые нашли яркое отражение в \"Выбранных мес тах...\". Случайная встреча с нею Чичикова на пути к Собакевичу, описанная в пятой главе первого тома \"Мертвых душ\" несколько пробуждает героя от его духовного сна, вызывая в нем \"чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь\" (т.5, с.86-87). Во втором томе поэмы Гоголь так характеризует ее: \"...Добрый, даже самый застенчивый, мог разговориться с нем, как никогда в жизни своей ни с кем, и, – странный обман! – с первых минут разговора ему уже казалось, что где-то и когда-то он знал ее...\" (т.5, с.245) . Эти слова напоминают нам ту \"небесную родную сестру\", о которой говорил Гоголь в статье \"Женщина в свете\". Отзыв Гоголя о Вьельгорской в письме к ней от 29 октября 1848 года \"Вы бываете хороши только тогда, когда в лице вашем проявляется благородное движение\" можно сравнить с деталью портрета Улиньки (\"Когда она говорила, у ней, казалось, все стремилось вслед за мыслью\" (т.5, с.245).

Впечатление, произведенное ею на Тентетникова, имело и духовный смысл: «Одно обстоятельство чуть было, однако, же, не разбудило Тентетникова и чуть было не произвело переворота в его характере\"(т.5, с. 224). Однако Улинька – еще не совершенство. Наиболее полно ее характер раскрывается во второй главе второго тома поэмы. Говоря с отцом, она быстро впадает в \"благородный гнев\", легко называет его друга Вишнепокромова \"пустым и низким человеком\", на что неожиданно отвечает ей Чичиков: «По христианству именно таких мы должны любить\" (т.5, с.261). Звучит неслучайно в этой главе, в ее присутствии смешная и грустная одновременно история, рассказанная Чичиковым, и как будто к ней обращен скрытый смысл сказанных им слов: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий любит\". Так, подобно тому, что говорится в диалоге, описанном в поэме, в письме \"Что такое губернаторша\" Гоголь пишет Смирновой: «Не отвращайтесь от тех людей, которые вам кажутся почему-либо мерзки\" (т.6, с. 10З). И следующая фраза письма несколько перекликается с теми \"черненькими и беленькими\", о которых говорил Чичиков: «Уверяю вас, что придет время, когда многие у нас на Руси \"из чистеньких\" горько заплачут, закрыв руками лицо свое, именно оттого, что считали себя слишком чистыми, что хвалились чистотой своей и всякими возвышенными стремлениями куда-то, считая себя чрез это лучшими других\"(т.6, с.104).

Возможно, говоря о разочаровании таких людей ь себе и слезах покаяния, автор и указал здесь путь к очищению и совершенству для таких натур, как Улинька, в которых есть стремление к правде, однако нет еще сострадания к погибающим душам, которого искал Гоголь в своих современницах. И лишь в \"Выбранных местах…\" Гоголь пишет о женщине как христианке. Отвечая на письмо той, которая считала себя недостойной наслаждаться счастьем, когда вокруг так много страданий и бед (\"Женщина в свете\"), он называет ее беспокойство о людях небесным, тоску о них – ангельской, а ту женщину, чьи хотя бы голос и облик смогут повести и исправлению нравов страждущих людей – их небесною родною сестрой.

Похожие сочинения

  1. Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  2. Гоголь-сатирик
    Работая над \\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\"скучного\\\". Она широка, эта область - от внешне...смотреть целиком
  3. Библиография творчества Гоголя
    «Классической» книгой в помощь много лет была биографическая повесть Юрия Гаецкого «Гоголь», изданная в серии «Школьная библиотека» (М., 1954). Учитель найдет нелицеприятные отзывы об этой книге . Автор ее написал хронику всей жизни Гоголя. Десять проблемно...смотреть целиком
  4. Гоголь и Украина
    Эта тема включает в себя целый ряд вопросов — пребывание Гоголя на Украине, украинские мотивы в его произведениях, личные связи с деятелями украинской культуры, осмысление писателем истории Украины и т. п. Целесообразно рассмотреть тему в форме заочной...смотреть целиком
  5. Хлестаков — один из характерных персонажей комедии Н. В. Гоголя
    Это «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Остановившись в небольшом уездном городке без гроша в кармане, он неожиданно был принят местными чиновниками за ревизора из Петербурга,...смотреть целиком
  6. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
    Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского. Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор, горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические томики, как живой...смотреть целиком
  7. Изображение поместного дворянства в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя.
    Пушкин и Гоголь – великие русские писатели 19 века. Заметное место в их творчестве занимает изображение быта высшего слоя общества. И Пушкин, И Гоголь, каждый из показывает его по-своему. Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральное...смотреть целиком