Страница: [ 1 ]  2  

План сочинения
1. Вступление. Самое загадочное произведение Гоголя.
2. Основная часть. Авторская символика в поэме.
- Суть сделки Чичикова. «История похода за мертвецами».
- Развитие мотива бесовства в главе о Коробочке.
- Мотив дома и семьи.
- Мотив птиц.
- Мотив тьмы.
- Образ Ноздрева. Символическое сравнение Гоголя.
- Развитие мотива бесовства в главе о Ноздреве.
- Образ Собакевича. Тема медведя.
- Развитие мотива бесовства в главе о Собакевиче.
- Образ Плюшкина. Мотив паука и паутины.
- Развитие мотива бесовства в главе о Плюшкине.
- Развитие мотива бесовства во второй части поэмы (сплетни о герое).
- Мотив дороги в поэме.
3. Заключение. Глубина подтекста поэмы.

Поэма «Мертвые души», пожалуй, самое необычное произведение Гоголя. Авантюрный сюжет и реалистические персонажи соседствуют в нем с постоянным ощущением призрачного, мифического. О чем же говорит нам подтекст поэмы, какие темы и мотивы звучат в ней?

Попробуем проанализировать текст произведения. В основе заглавия поэмы лежит оксюморон. В основе сюжета – афера Чичикова, скупка этим персонажем душ умерших крестьян с целью заложить их в банке в качестве живых и получить за них большую сумму денег. С точки зрения православной религии сделка эта – безнравственна. Душа умершего человека возвращается назад к богу, где она будет держать ответ за все свои земные дела. Соответственно, она не может являться предметом торга. Безнравственна афера и жизненно-бытовом плане. Исходной точкой в планах Чичикова является смерть. Мечты героя о благополучной и комфортной жизни основаны на смерти. Причем здесь речь идет не только о естественной смерти – от болезни или старости, но и насильственной или случайной – от пожаров, войн, несчастных случаев и т. п. Получается, что герою Гоголя выгодны чужие несчастья. Именно они являются фундаментом его будущей счастливой жизни. Остановившись в гостинице, Чичиков первым делом начинает выяснять, не было ли в губернии каких болезней – «повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобного…». И в этих вопросах – не прагматический интерес предпринимателя, не простое любопытство. Здесь включаются эмоции и даже чувства. Услышав о том, что у Плюшкина «люди, как мухи, мрут», Чичиков испытывает радостное волнение. Получается, что радость героя пропорциональна количеству человеческих несчастий – болезней, войн, пожаров, разбоя.
В связи с этим в поэме возникает мотив бесовства. Как замечает Д. Мережковский, «картины русского провинциального города 20-х годов имеют кроме явного некоторый тайный смысл…: среди «безделья», пустоты и пошлости мира человеческого не человек, а сам черт, «отец лжи» в образе… Чичикова плетет свою вечную, всемирную «сплетню»[1]. Этот мотив бесовства сопровождает героя на протяжении всего повествования. Придя в хорошее расположение духа после разговора с Маниловым, первой удачной сделки, Чичиков «как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвел даже скачок по образцу козла». Козел в русской литературной традиции ассоциируется с чертом, с нечистым духом. Думается, подобной символикой Гоголь во многом выражает свое отношение к герою. Пытаясь отыскать дорогу к Собакевичу темной, дождливой ночью, Чичиков неожиданно падает в грязь (пьяный Селифан опрокинул бричку). Падение это символизирует будущее разоблачение Чичикова в губернском городе, падение его авторитета среди чиновников, развенчание его имиджа «благонамеренного человека». Характерно, что именно после этого падения начались неудачи героя. Вместо Собакевича Чичиков в эту ночь попадает к помещице Коробочке. И здесь вновь возникает мотив бесовства. Коробочка богобоязненна, она сетует на непогоду: «Какое-то время послал бог: гром такой – у меня всю ночь горела свеча перед образом». И далее она поражается виду своего гостя: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?». Теперь гоголевский герой сближается с боровом. Всем известна библейская притча об исцелении бесноватых Христом, когда бесы вселились в стадо свиней. Подтекст этот особенно очевиден в сопоставлении с христианской тематикой: «свеча перед образом». Далее вспомним диалог героев. Когда Павел Иванович, будучи не в силах выносить далее тупость, подозрительность и несговорчивость старухи, в сердцах посулил ей черта, то Коробочка вспомнила, что «третьего дня всю ночь…снился окаянный». Сон помещицы, таким образом, предваряет появление в ее доме Чичикова, и опять возникает параллель гоголевского героя с чертом. В этой же главе возникает мотив тайны и мотив суда – именно в доме Коробочки обнаруживается второе дно шкатулки Чичикова.
Здесь же в поэме возникает тема дома, семьи, своего гнезда. Комната Коробочки обвешана «картинами с какими-то птицами»; утром после пробуждения Чичикова «приветствует» индейский петух; весь узенький дворик помещицы наполнен птицами; индейкам и курам у Коробочки нет числа; фруктовые деревья в саду накрыты сетями для защиты от сорок и воробьев, которые «целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое». Мотив птиц здесь исследователи обычно связывают с образом Коробочки, однако попробуем рассмотреть его в более широкой перспективе. Птице, покинувшей гнездо, уподобляется человек, покинувший свой дом, свою семью. Таким человеком в поэме является Чичиков. Здесь исподволь возникает мотив странствий, бесприютности, жизненной неустроенности. Переезжая с одного места на другое, колесит гоголевский герой по России, гонимый мечтой о богатстве и комфорте. Низменность и суетность человеческих стремлений в поэме противопоставлены естественной жизни природы.
«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш небесный питает их. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь?…Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники…Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…», – читаем в Библии.[2] Таким образом, мотив птиц оборачивается здесь темой мелочности и суетности человеческой жизни, темой язычества, отхода от христианских заповедей и идеалов. Тема эта в поэме связана в первую очередь с образом Чичикова, главной заботой которого является достижение материального благополучия и комфорта.
Однако в главе о Коробочке есть и другие символические детали. Коробочка необыкновенно тупа, невежественна. «Дубинноголовая», – думает о ней Чичиков. Эти качества помещицы символически раскрываются в пейзаже, предваряющим встречу с ней Чичикова: «темнота была такая, хоть глаз выколи». Однако тьма здесь символизирует и неизвестность, перед которой стоит герой, неопределенность исполнения его замыслов.
После Коробочки Чичиков встречается с Ноздревым. Этот помещик кутила, лихач, игрок, забияка и дебошир. Кроме того, у Ноздрева имеется одна странная страсть – «нагадить ближнему», распустить о нем сплетни, небылицы, оболгать знакомого. Так, ему ничего не стоит расстроить свадьбу, торговую сделку и т. д. Характерно, что Гоголь сравнивает героя с псом (среди собак Ноздрев «совершенно как отец среди семейства»), и это сравнение символично. В Священном Писании слово «пес» «иногда означает такого человека, который пустословием своим или злоречием досаждает другим»[3]. Именно таково в поэме поведение Ноздрева. Характерно, что основная роль в разоблачении аферы Чичикова принадлежит именно Ноздреву.
Мотив бесовства здесь также продолжает развиваться. Так, Ноздрев, с его неуемной энергией, новыми, мгновенно возникающими идеями, кажется Чичикову «неугомонным бесом». Поняв, что поездка к этому помещику была глупостью, непростительной ошибкой, и, испытывая во время ночного сна дискомфорт, причиняемый «маленькими пребойкими насекомыми», Павел Иванович в сердцах посулил Ноздреву черта.
Далее Чичиков попадает к Собакевичу. Обрисовывая внутренний облик помещика, Гоголь подчеркивает его приземленность, грубые, материальные интересы, животное начало.


Страница: [ 1 ]  2