Творчество одного из самых незаурядных лите¬ратурных талантов — Николая Васильевича Гого¬ля — пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30-е годы XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди повергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные по глубине отражения жизни литературные произ¬ведения. В поле зрения писателя попадают не толь¬ко провинциальные чиновники и помещики. Темой его творчества становится вся Россия — на примере нравов и быта маленького уездного городка.
Про замысел своей замечательной комедии «Реви¬зор» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем». Героями коме¬дии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благо¬даря на первый взгляд простому сюжетному ходу (про¬езжего мелкого чиновника принимают за ревизора) ав¬тор во всей полноте раскрывает характеры героев, их нравы и привычки.
Какова же Россия в миниатюре — город, из которо¬го «хоть три года скачи, ни до какого государства не до¬едешь»? «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле сапожника, ...навалено на сорок те¬лег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, ...начала строиться, но сгорела»... А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обобран, кто вы¬порот, у кого синяки на скулах от усердия Держимор¬ды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, и боль¬ные «все как мухи выздоравливают».
Узнав о предстоящем визите государственного ин¬спектора, чиновники города тут же пытаются навести по¬рядки в своем городе. Но к чему сводятся их усилия? К соблюдению внешних приличий (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по ко¬торой поедет ревизор).

Да и странно гово¬рить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено», — го¬ворит городничий.
Таким образом, Гоголь показывает, что быт провин¬циального города определяется отношением чиновни¬ков к своей службе. Мы видим, что те, кто в силу свое¬го общественного долга призван противостоять безза¬конию и заботиться о благе горожан, погрязли во взяточничестве, попойках, картежных играх и сплет¬нях. Городничий, например, с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов об¬манул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Почтмейстер, выслушав пору¬чение («всякое письмо этак немножко распечатать»), наивно признается: «Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
Все созданные Гоголем в комедии «Ревизор» образы чиновников воплощают типичные черты, характерные для государственных служащих николаевской России. Помимо пошлости и двуличия, они отличаются крайне низкой образованностью. Мы видим, что самым «начи¬танным» из персонажей является судья Ляпкин-Тяпкин — за всю свою жизнь он прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен».
Полная беспринципность, корыстный расчет, зло¬употребление служебным положением — таковы нра¬вы уездного чиновничества. Интересно, что казно¬крадство, взяточничество, грабеж населения — эти ужасные по своей сути пороки — показаны Гоголем как повседневные и даже вполне закономерные явле¬ния.
И вот в городе инкогнито появляется ревизор, пред¬ставляющий собой опасность для всех чиновников, но особенно для городничего. Ведь с него первый спрос, да и грехи у него посерьезнее: в руки плывут не только «шу¬бы и шали», да «кули товаров от купцов», а и государст¬венная казна, средства, отпущенные на благоустройство города, на социальные нужды.

Комичность ситуации состоит в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий «елистратишка», промо¬тавший в Петербурге все свои деньги. А чиновники пе¬ред ним трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустыш¬ку» и сам городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. То, что Хлестако¬ва приняли за ревизора, говорит о том, в какой степени чиновники запуганы такими проверяющими. Тем са¬мым Гоголь подчеркивает, что для России в те времена инспекторские наезды инкогнито были обычным явле-нием.
И конечно, ревизора повсюду встречали так, как встретили Хлестакова — ему была дана взятка, а еще гостя нужно было подпоить, чтобы разведать все окон-чательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения! В конце концов события оборачиваются та¬ким образом, что ревизор «фельдмаршал» уже, зять Антона Антоновича и покровитель семейства...
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» сразу же стала од¬ним из самых популярных произведений своего време¬ни, что свидетельствует о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей. Говорят, что даже сам царь Николай I, увидев уездных чиновни¬ков, сказал, что уже имел возможность раньше видеть их — в комедии Гоголя «Ревизор». И действительно, со¬зданный в этом литературном шедевре «малый мир» не предполагает, что за его пределами существует мир иной, отличающийся от этого. Не случайно сам автор ко¬медии называл город, в котором происходит действие, «сборным городом всей темной стороны».


Похожие сочинения

  1. Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»  Новое!
    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...смотреть целиком
  2. Как и почему Плюшкин превратился в «мёртвую душу», или Плюшкин - не «прореха на человечестве», а обиженный и обделённый светом человек
    План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик...смотреть целиком
  3. Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»
    Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий...смотреть целиком
  4. Мое отношение к Чичикову
    Вообще жизнь люблю, но нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю её всеми силами моей души. А. П.Чехов, «Дядя Ваня» Когда читаешь произведение «Мертвые души», очень удивляет необыкновенно доброе отношение Николая...смотреть целиком
  5. Чичиков — Новый герой эпохи
    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...смотреть целиком
  6. В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души")
    Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется по-настоящему удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе "Мертвых душ". Обращает...смотреть целиком
  7. Судьба России в поэме Гоголя «Мертвые души» и наша современность  Новое!
    Каждый большой художник — это целый мир. В его творческом наследии запечатлены история и душа народа. Именно таким художником является Н. В. Гоголь. «Мы не знаем, как могла бы обойтись Россия без Гоголя», — писал Чернышевский. Гоголь хорошо понимал трагический...смотреть целиком