В системе уроков, связанных с изучением "Мертвых душ", постоянное внимание уделяется раскрытию своеобразия творческого метода Гоголя, художественных приемов, которые использует писатель как сатирик в изображении русской действительности, в обрисовке персонажей (гиперболизм, доведенный почти до гротеска, морально-психологический портрет, речевая характеристика, алогизм, двуплановость, т.е. сопоставление реального и мнимого, неожиданность положения, в котором оказывается герой и в котором вдруг ярко проявляются существенные свойства его натуры, подбор определенных языковых средств и др.).

Среди различных приемов художественной выразительности в поэме ведущая роль отводится бытовой детализации.

"Смысл и сила детали в том, - замечает Е. С. Добин, - что в бесконечно малое вмещено целое... Деталь и подробность обычно употребляются как синонимы... Однако налицо и различие, существенно важное для поэтики прозы... Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности. Она заменяет ряд подробностей... Деталь - интенсивна. Подробности - экстенсивны. Разница между деталью и подробностями не абсолютна. Существуют переходные формы... Подробность впечатляет в ряду других. Деталь стремится быть выделенной на первый план. Остановить читателя, приковать на миг всецело его внимание" .

Это суждение можно дополнить высказыванием С. П. Антонова, который очередную беседу с молодыми писателями назвал "Деталь и подробность": "Одна из особенностей детали и отличий ее от подробностей состоит в том, что она дает возможность охватить предмет сразу, быстро, как в действительности"3 .

Безусловно, учащиеся должны уметь отделять деталь от подробностей. Для этого им необходимо проявить способность самим заметить важную деталь и оценить ее значение. Как подчеркивает один из педагогов-новаторов, "опираясь на деталь, художник нередко выстраивает целое, раскрывает глубокую философскую идею".

Чтобы помочь школьникам увидеть деталь, учитель обращает их особое внимание на удивительную способность Гоголя - умение наблюдать. Достаточно обратиться к "Записным книжкам" писателя, чтобы понять, какой интерес проявлял он к человеческой психологии, к традициям и обычаям представителей тех или иных социальных слоев, к экономической, хозяйственной и общественной жизни страны, к быту русского народа и правящих кругов. Богатый материал дали художнику поездки по России, изучение многих сторон реальной действительности, наблюдения, встречи с людьми различных характеров и разного общественного положения.

В обращении к читателю в начале поэмы Гоголь признается: следует писать, "не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они... Я не могу выдать последних томов моего сочинения по тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон..." .

Чтобы уметь видеть, не пропустить существенно важное для понимания художественного целого, надо быть не только наблюдательным, но и уметь читать. Поскольку автор "Мертвых душ", по его признанию, "любит чрезвычайно быть обстоятельным во всем" (21 - 22), то читатель его тоже не должен торопиться. Другими словами, поэму нужно читать медленно, внимательно, и задача учителя - направить, организовать, углубить восприятие текста. Он сам должен выразительно прочитать первую главу поэмы или хотя бы начало ее, интонационно подчеркивая наиб

Похожие сочинения

  1. Мертвые Души
    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...смотреть целиком
  2. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  3. «ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    Поэму «Мертвые души» невозможно представить без «ли¬рических отступлений». Они настолько органично вошли в структуру произведения, что мы уже не мыслим его без этих великолепных авторских монологов. Благодаря «лирическим отступлениям» мы постоянно чувствуем...смотреть целиком
  4. Манилов 4
    Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению...смотреть целиком
  5. Описание образа Чичикова в поэме «Мертвые души»
    В начале 1-й главы о герое сообщается через описание его "довольно красивой рессорной небольшой брички", в какой обычно "ездят холостяки.., которых называют господами средней руки. Поскольку сам Чичиков по своей натуре достаточно скрытен...смотреть целиком
  6. Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. В своем творчестве он предстает и как лирик, и как фантаст, и как сказочник, и как язвительный сатирик. Гоголь одновременно является писателем, творящим мир своего «солнечного» идеала,...смотреть целиком
  7. Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души»
    Остановимся на некоторых примерах. Образ раскрывается через речевую характеристику. Многословие, пустословие, погоня за дешёвой красивостью— вот отличительные признаки почтмейстера речи. «Уснащение» его речи заключалось в том, что ои наводняя без всякой...смотреть целиком