Вместо блаженства - благополучие, вместо благородства - благопристойность, т.е. внешняя, условная добропорядочность, так как для Чичикова, как для истинного позитивиста, нет ни в добре, ни в зле ничего безусловного. Поскольку единственной определенной целью и высочайшим благом человека на земле являются «спокойные благосостояния», а единственный путь к ним - достаток, то вся нравственность и подчиняется этой цели и этому благу, так как «если уже выбрана цель - нужно идти напролом». «Вперед, вперед! Excelsiom» - этот бранный клич современного прогресса - клич не только Хлестакова, а и Чичикова.

Несознательная сущность всякого позитивизма, как учения о смысле жизни, является возражением конца, утверждением бесконечного продолжения рода человеческого, бесконечного прогресса: нам хорошо, детям нашим будет лучше, внукам, правнукам еще лучше и так без конца. Не человечество в Боге, а Бог в человечестве. Само человечество есть Бог, и другого Бога нет.

Нет личного бессмертия, а есть лишь бессмертие в человечестве. Каждое столетие «беспокоится», «приобретает» для следующих столетий бесконечное достояние, накопление мертвого капитала - сокровища «мертвых душ», которое никогда не тратится, - вот неосознанная, но и безусловная суть прогресса. Отсюда - «поклонение предкам» в китайском, поклонение потомкам в европейском позитивизме, откуда брак, деторождение, «семья, как религия». «Жена, дети» - вот вечное оправдание всех ужасных бестолковостей буржуазного порядка, вечное возражение против религии, которое говорит: «Враги человека - домашние его», - вот «крепкая основа», о которую якобы разбиваются все крылатые «химеры», все христианские пророчества о конце света… …Умереть, не родив, - все равно, что не жить совсем, так как любая личная жизнь есть «пузырь на воде».

Он лопнет - умрет человек - и ничего не останется. Личная жизнь имеет смысл лишь в семье, в роде, в народе, в государстве, в человечестве, как жизнь полипа, пчелы, мурашки лишь в улье, муравейник. С этой несознательной метафизикой Чичикова согласился бы всякий «желтолицый позитивист», ученик Конфуция, и всякий «белолицый китаец» - ученик Канта: здесь крайний Запад сходится с крайним Востоком. Атлантический океан - с Тихим.

Похожие сочинения

  1. Мертвые Души
    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...смотреть целиком
  2. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  3. Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»  Новое!
    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...смотреть целиком
  4. Чичиков – история жизни во всех деталях
    Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, "творение,...смотреть целиком
  5. Как я понимаю название поэмы «Мертвые души»
    Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности - и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя,...смотреть целиком
  6. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ\'
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  7. Манилов и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
    В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые — "были почетные чиновники в городе". Они занимали самые важные посты. В лирических...смотреть целиком