Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.
Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои - помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.
Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.
Сюжет поэмы "Мертвые души", подсказанный А.С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.
И вот Павел Иванович Чичиков, человек "темного и скромного происхождения", плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.
Чичиков уже получил в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, уже повстречался с "дубинноголовой" помещицей Коробочкой и направлялся в усадьбу Собакевича, когда в трактире у дороги повстречался с Ноздревым. Чичиков уже был знаком с этим "очень недурно сложенным молодцом с полными, румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами" - они встречались на обеде у прокурора.
Получив от Ноздрева приглашение посетить его поместье по пути к Собакевичу, Чичиков, не долго думая, соглашается. Видимо, он надеялся "даром выспросить" мертвых душ и у этого радушного барина.
Гостю были показаны водяная мельница, кузница, поле, но Особой гордостью хозяйства Ноздрева были лошади и собаки. "Вошедши во двор, увидели они там всяких собак… Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плеча". Чичикова же пес Обругай "лизнул… языком в самые губы". Для Павла Ивановича, человека чрезвычайно аккуратного, тщательно следившего за опрятностью своего платья, это было крайне не приятно. Но пришлось терпеть - ради своего "главного предмета" - приобретении мертвых душ.
После осмотра хозяйства господа прошли в кабинет хозяина, где, "впрочем, не было заметно следов… книг или бумаги". Зато были продемонстрированы гостям дорогие ружья, кинжалы, трубки и шарманка. Показывая свои сокровища, Ноздрев без удержу хвалился их ценностью и уникальностью. Обед, который "не составлял у Ноздрева главного в жизни", не удался, "зато хозяин налег на вина".
Понимая, что имеет дело с человеком эмоциональным и азартным, Чичиков поспешил перейти к обсуждению своего дела как можно скорее. Ноздрева не ввело в заблуждение утверждение Чичикова о том, что души ему нужны для придания веса в обществе. "Я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, я бы тебя повесил на первом дереве". Он не хочет ни подарить мертвые души Чичикову, ни продать - только выменять или сыграть на эти души в шашки. Но Ноздрев не играет с Чичиковым - он плутует, пытается обдурить партнера. Конфликт перерастает в ссору, и Чичиков едва уносит ноги.
Весьма понятно, что общение с Ноздревым оставило Чичикова в весьма неприятном расположении духа. Человек неглупый и разбирающийся в человеческих натурах, он понимал, что Ноздрев - "человек-дрянь" и не следовало посвящать его в столь деликатное дело. Но, видимо, успех предприятия вскружил голову Павлу Ивановичу.
Рассматриваемый эпизод служит раскрытию образа Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходится без скандальных историй, поэтому автор иронически называет его "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь", он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".
А что же мы узнаем из этого эпизода о господине Чичикове? Мы видим не любезного и светского Павла Ивановича, который совсем недавно гостевал у Манилова. Речь и манеры его заметно изменились, он, конечно не такой грубиян и наглец, как Ноздрев, но в словах его появилась резкость, смешанная с хладнокровием.
Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы -
"ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". В Гоголевской галерее образов помещиков портрет Ноздрева "висит на третьем гвозде". Этот герой не так безобиден, как Манилов, и совсем не туп, как Коробочка. Но он пошл и глубоко порочен, Ноздрев - воплощение русского хамства. Гоголь писал о Ноздреве: Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане". Кажется, прав был Николай Васильевич - слишком часто в сегодняшней жизни мы встречаем ноздревых в ладно скроенных пиджаках. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно - людей хитрых, изворотливых, "неуловимых, как вьюн". Неужели слова А.С.Пушкина "Боже, как грустна наша Россия!" актуальны и в наши дни?..