Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.


В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.

Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для

помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в

тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.


Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.

Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним

художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне

соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.


Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.


Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего

привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия

устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и

образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее,

пытаясь найти способ пробудить людей.


И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал

мертвые души.


“Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение

помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.


Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают

старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз

открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать

прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее

непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких

произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых

чрезвычайно дороги.