Эпиграфом к сочинению могут послужить слова А. И. Герцена; «Никто и никогда до него не написал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника». Предложим план помогающий обнаружить внутренний смысл сюжета и логику его движения в первом сюжетно-композиционном звене поэмы.

* - Что общего в композиционном построении «помещичьих» глав?
* - Почему Гоголь строит их по единому композиционному плану? Почему это не производит впечатления однообразия?
* - Почему Плюшкин стоит последним в ряду помещиков? Какая черта в его характере является главной? Почему и как он стал «прорехой на человечестве»?


Единство композиционного плана помогает Гоголю донести до читателя принципиально важную мысль: разные, на первый взгляд, помещики едины в главном - они лишены высоких человеческих чувств, общественных побуждений и ведут паразитический образ жизни за счет крепостного крестьянства. По сути, они и есть «мертвые души», которым отдана власть над сотнями тысяч живых людей.

Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства, следовательно, и уровнем овладения их богатствами. В свете задач, поставленных в важнейших партийных документах, необходим и особый подход к изучению литературы в школе, так как именно литература является одним из действенных средств воспитания и образования.

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. ЧТО ТАКОЕ "ЧИЧИКОВЩИНА"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...смотреть целиком
  3. Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души»
    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...смотреть целиком
  4. Как и почему Плюшкин превратился в «мёртвую душу», или Плюшкин - не «прореха на человечестве», а обиженный и обделённый светом человек
    План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик...смотреть целиком
  5. Поэма Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названия.
    Поэма «Мертвые души» (1842) - произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным,...смотреть целиком
  6. АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    Гоголь задумывал “мертвые души” как произведение, обличающие социальные пороки общества, поэтому он искал центрального сюжета не простой какой-нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытные явления действительности. В...смотреть целиком
  7. Язык как материал словесности в лирическом отступлении "Птица-тройка" в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"
    Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» - это развёрнутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперёд в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя с ней своеобразный диалог. Отрывок насыщен...смотреть целиком